Инженеры будущего обучаются в ШИР

07.02.2020


С 2016 года в Тюменском индустриальном университете работает Школа инженерного резерва, где с ребятами, начиная с первого класса, проводится глубинное и, в большей степени, практическое обучение техническим предметам. Специалисты школы помогают формированию инженерной ментальности у обучающихся, учат их быть целеустремленными, трудолюбивыми, грамотными и конкурентоспособными. Подробнее об основных направлениях и деятельности ШИР рассказал ее руководитель Алтынбек Акжолов.

 

Взращивая инженеров 

Школа инженерного резерва начала свою деятельность три года назад, и тогда это был достаточно локальный проект. Изначально в вузовском подразделении занималось 130 ребят, в 2018-2019 их стало уже 184, сейчас — 280.  Обучение в школе представляет собой посещение лекционных и практических занятий учениками с 1 по 9 класс, знакомство с предприятиями региона посредством экскурсий и мастер-классов, а также внеучебную деятельность. Сегодня есть отделение школы в Тобольске, где обучается 60 человек. Кроме того, ведется работа по созданию подразделений ШИР в общеобразовательных школах Тюмени  — №63, №49 и №25 а также Тобольска – в 17 и 16 школах.

В ШИР действуют 14 уникальных направлений (Lego-робототехника, Arduino-робототехника, Web design, 3D-Animation, Mechatronics, Нефтегазовое дело, Прототипирование, Графический дизайн, Беспилотные авиационные системы, Проектная химия, 3D-моделирование и др.), представленных в трех основных категориях: проектные, академические и олимпиадные. Школьникам предлагается как круглогодичное обучение, так и посещение курсов, продолжительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. Кроме того, педагоги проводят онлайн-курсы для школьников из Нового Уренгоя и села Сеяха (ЯНАО).

«Ключевыми, конечно же, являются проектные категории, — рассказывает Алтынбек Акжолов, — ведь для нас важно, чтобы ребенок получил знания по тем дисциплинам, которые ему пригодятся в вузе. В течение учебного года школьники работают над проектом, который в мае защищают перед экспертами. В ШИР действуют свои правила реализации разработки: она должна быть актуальной, под неё нужно разработать бизнес-план, и не стоит забывать о внешней составляющей – проект должен привлекать внимание визуально, а также обладать символикой – это важно для дальнейшего продвижения продукта. Такая презентация и защита помогут школьникам быстро влиться в студенческую жизнь, заинтересоваться наукой, техникой, научиться маркетингу и стать конкурентоспособными».

Академическое направление – это углубленное изучение (с применением опытов) технических школьных дисциплин: химия, физика, математика и другие. «Блок олимпиадного движения мы запустили впервые, поэтому пока открыто одно направление — Олимпиадная математика. Эта категория представляет собой решение логических задач, повышенный уровень стандартных задач и решение задач на скорость», — подытожил руководитель школы.

Преподавательский состав ШИР включает в себя студентов и выпускников бакалавриата, магистратуры и аспирантуры ТИУ, всего 15 человек. «Для педагогов раз в семестр проходят образовательные сессии, где они получают новые знания о методике преподавания. Мы считаем, что в педагогов нужно вкладываться, чтобы они были конкурентоспособными, и давали ребятам самые лучшие знания. Для этого мы приглашаем спикеров из Сколково, ВШЭ, компаний-партнёров вуза, которые обучают наших преподавателей. Также раз в квартал мы проводим профильное обучение, например, по маркетингу», — отметил руководитель ШИР.

В опорном университете региона ежегодно увеличивается число проводимых профильных олимпиад, и представители ШИР здесь выступают в качестве соорганизаторов. Так, сейчас в стенах ТИУ проводятся  отраслевая олимпиада ПАО «Газпром» и Межрегиональная многопрофильная олимпиада школьников «Менделеев» («Индустриальная олимпиада»). Кроме того, специалисты школы выступают соорганизаторами Всероссийской олимпиады школьников по физике и математике и  Международной олимпиады по наукам о Земле-2020.

В организации научных мероприятий помогают волонтёры команды LOVT – направления, которым также занимается ШИР. Сегодня почти 80 школьников Тюмени задействованы в такой работе, и без их участия не обходится практически ни одно мероприятие.

За активную работу на занятиях, участие во внеучебной деятельности и посещении разных университетских событий ребята Школы инженерного резерва в течение учебного года зарабатывают ширкоины — виртуальную валюту, которую могут обменять на брендированную продукцию, представленную на сайте школы.

Не учёбой единой

Сотрудниками школы проводится большой пласт работ по внеучебной деятельности – это мастер-классы, экскурсии и другие виды досуга для того, чтобы показать, что ШИР – это не только учебный процесс и получение знаний. С начала учебного года ребята посетили Завод геологоразведочного оборудования и машин, Музей «Городская Дума», Дом Губернатора, Музей Семьи Императора Николая II, Тюменскую областную научную библиотеку, Центр подготовки и переподготовки кадров в области архитектуры и градостроительства, учебный полигон Тюменского индустриального университета, Сибирский тренинговый центр (компания Schlumberger), производственную базу «Мостоотряд-36», авиационный музей ПАО «Авиакомпания Ютейр» и другие площадки.

«Сегодня мы предлагаем ребятам принять участие в новом формате проведения мастер-классов по инженерным направлениям, — рассказывает Алтынбек Акжол Уулу. — Школьникам с 1 по 11 класс предлагается экскурсия по лабораториям, а также полный комплект оборудования и индивидуальный набор расходных материалов. По завершении мастер-класса юные участники смогут забрать с собой готовый продукт, а также новый опыт и только самые приятные воспоминания. Так, первый мастер-класс для учащихся «Юный техник» включал в себя два занятия – «Светильник» и «Насос из подручных средств». Надеюсь, такое нововведение придется школьникам по-нраву».

Кроме того, ШИР предлагает ребятам провести весенние каникулы с пользой и стать участником  Инженерной практики, которая пройдет с 23 по 27 марта. Курс представляет собой 4 образовательные программы: физика (5-8 класс); нейросети и искусственный интеллект (5-8 класс); робототехника Arduino (5-8 класс); игровое программирование (5-8 класс). Ребята будут знакомиться с новым направлением, посещать экскурсии по необычным местам Тюмени, а главное — развивать свой творческий потенциал и интеллектуальные способности.

Если вас заинтересовала деятельность Школы инженерного резерва, вы можете ознакомиться с дополнительной информацией на официальном сайте, а также в социальных сетях ВКонтакте и Instagram.

Александра Чернышова,

Пресс-служба ТИУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *