Личностное развитие в профессиональной подготовке кадров с учетом специфики работы в Арктическом регионе

Актуальность темы исследования связана с проблемой подготовки кадров для Арктического региона, которая затрагивает «приживаемость квалифицированных кадров», как в социально-экономическом, так и в психологическом аспекте. Речь идет как о подрастающем поколении, получающем профессиональное образование в Арктическом регионе (СПО и ВО), так и о специалистах, приезжающих в данный регион работать временно или постоянно.

Данное направление исследования входит в стратегию научно-технологического развития Российской Федерации, а именно: возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.
Согласно «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» текущее состояние социально-экономического развития Арктической зоны РФ характеризуется отсутствием эффективной системы подготовки кадров, востребованных на данной территории. Это должны быть не только профессионалы своего дела, речь идет о трудовых ресурсах, способных и умеющих работать в экстремальных условиях – условиях Крайнего Севера и Арктики.

В связи с этим возникает необходимость «развития образования, обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в системе высшего и среднего специального образования для работы в арктических условиях». Однако в этом важном для страны документе есть строка, на которую необходимо обратить особое внимание: при подготовке кадров для работы в арктических условиях акцент необходимо делать на «усиление приживаемости квалифицированных кадров» как в социально-экономическом, так и в психологическом аспекте.
В связи с этим формирование у представителей Арктического региона, предполагающих работу в своем регионе, аутопсихологической компетентности является наиболее важным фактором для обеспечения эффективной социально-психологической адаптации и профессионального долголетия в данном регионе, в частности, для полноценной поддержки своего психологического здоровья на протяжении всех лет работы в экстремальных условиях

С одной стороны, педагогическая наука имеет в своем арсенале множество методик и подходов для подготовки специалистов различного уровня и направлений, а психологическая теория и практика – огромное количество диагностических методов для характеристики психологического здоровья человека. Но с другой стороны, целостной и апробированной психолого-педагогической системы, позволяющей не только подготовить специалиста для работы в Арктическом регионе, но и сформировать у него соответствующих знаний и навыков по сохранению своего психологического здоровья (стремясь к психологическому долголетию), в современной психологии и педагогике нет.

Таким образом, научная новизна проекта определяется тем, что в современной психолого-педагогической практике отсутствует апробированная методика подготовки специалистов в учебных учреждениях в вопросе психологического здоровья (формирования аутопсихологичесой компетеностности) в условиях Арктического региона.
Предполагается, что применение в образовательных учреждениях Арктического региона психолого-педагогической системы по развитию аутопсихологической компетентности к подрастающему поколению или специалистам, проходящим профессиональную переподготовку или поступающих на работу в данном регионе, позволит у всех категорий обучаемых (слушателей) обеспечить эффективную социально-психологическую адаптацию и профессиональное долголетие в данном регионе.

Цель НИОКР Разработка психолого-педагогической системы формирования аутопсихологической компетентности у подрастающего поколения (обучающихся) и специалистов (прибывающих для постоянной или временной работы) в Арктическом регионе.

Задачи проекта

  1. Проанализировать психолого-педагогическую, социологическую и учебно-методическую литературу;
  2. Изучить и обобщить опыт работы российских и зарубежных ученых (и университетов) по формированию аутопсихологической компетентности представителей различных профессий, работающих в районах Крайнего Севера и Арктики;
  3. Спроектировать психолого-педагогическую систему по формированию аутопсихологической компетентности будущих специалистов, предполагающих работу в Арктическом регионе;
  4. Провести педагогический эксперимент, позволяющий обработать полученные данные об уровне формирования аутопсихологической компетентности с помощью математико-статистических методов и прикладных программных средств.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач предполагается комплекс методов исследования:

  • анализ психолого-педагогической, социологической и учебно-методической литературы;
  • изучение и обобщение опыта работы российских и зарубежных ученых по формированию аутопсихологической компетентности представителей различных профессий, работающих в районах Крайнего Севера;
  • изучение и обобщение опыта работы российских и зарубежных университетов по формированию аутопсихологической компетентности подрастающего поколения и представителей различных профессий, предполагающих в дальнейшем работу в условиях Арктики;
  • наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка, изучение документации, тестирование;
  • моделирование психолого-педагогического комплекса по формированию аутопсихологической компетентности будущих специалистов, предполагающих работу в Арктическом регионе;
  • психолого-педагогический эксперимент, который позволит получить данные об уровне формирования аутопсихологической компетентности;
  • математико-статистические методы и прикладные программные средства для обработки результатов психолого-педагогического эксперимента.

Экспериментальной базой выступает Ноябрьский институт нефти и газа ЯНАО (обучающиеся СПО и ВО, слушатели Центра по профессиональной переподготовке) и представители различных профессий градообразующих предприятий города, относящихся к топливно-энергетическому комплексу (ТЭК).
Предлагаемая методика формирования аутопсихологической компетентности работающих в Арктическом регионе включает в себя множество психологических методов, позволяющих поэтапно осуществить диагностику психологического здоровья граждан, корректировку/развитие необходимых личностных характеристик тестируемых и проверку формирования у них аутопсихологической компетентности.

Согласно выделенным этапам проекта предполагается получение следующих результатов

  1. Разработанная Модель поведения, ожидаемого от сотрудников, с учетом требований работы в Арктическом регионе не имеет аналогов в мире и представляет собой как теоретическую значимость для психологической науки для дальнейших теоретических исследований, так и прикладную, связанную с практическими подходами. Прикладная значимость выражается в использовании Модели как некоего эталона рабочего или специалиста, выступающего в качестве ориентира для образовательного учреждения в профессиональном обучении.
    Предполагается, что для подрастающего поколения образовательное учреждение диагностирует наличие соответствующих личностных качеств для формирования в дальнейшем аутопсихологической компетентности и выстраивает соответствующую методику обучения. Для специалистов, проходящих профессиональную переподготовку на базе данного образовательного учреждения, также диагностируется уровень аутопсихологической компетентности и выстраивается обучение. Для специалистов, принимаемых на работу, Модель поведения может использоваться как совокупность необходимых критериев при найме на работу.
  2. Разработанная психолого-педагогическая система (имеющая в своей структуре этапы обучения) для подготовки подрастающего поколения и специалистов для работы в дальнейшем в условиях Арктического региона также не имеет аналогов в мире и представляет собой теоретическую и прикладную значимость. Теоретическая значимость выражается в инновационной методике диагностирования и обучения подрастающего поколения или специалистов, предполагающих в дальнейшем связать свою работу с Арктикой. Прикладная значимость разрабатываемой системы заключается в том, что полученные знания и умения могут пригодиться любому гражданину РФ, находящемуся на территории Арктики, для эффективной социально-психологической адаптации и профессионального долголетия в данном регионе.Методика может использоваться педагогами и специалистами образовательных учреждений, менеджерами по развитию персонала или руководителями производств, реализующих задачи развития общих компетенций специалистов с учётом специфики работы в условиях Арктического региона.

Научный коллектив

  • Полетаева Ольга Витальевна, руководитель , Канд. пед. наук, Доцент кафедры ПМЕНД филиала ТИУ в г. Ноябрьске, Многолетний опыт в области аутопсихологии подрастающего поколения и специалистов с учетом специфики работы в Арктике.
  • Козлов Анатолий Васильевич, Д-р пед. наук, доцент, Зав. кафедрой ТТНК филиала ТИУ в г. Ноябрьске, Многолетний опыт в области компьютерного моделирования социально-экономических процессов, обработки экспериментальных данных, в том числе психологических исследований
  • Тамер Ольга Салихьяновна, Д-р пед. наук, профессор, Зав. кафедрой ПМЭНД филиала ТИУ в
    г. Ноябрьске,  Многолетний опыт в области компьютерного моделирования социально-экономических процессов, обработки экспериментальных данных, в том числе психологических исследований
  • Мартыненко Надежда Константиновна, Д-р ист. Наук., доцент, Профессор кафедры ПМЭНД филиала ТИУ в г. Ноябрьске Многолетний опыт организации и проведения психологических исследований в области подготовки специалистов нефтегазовой отрасли
  • Лаптева Светлана Васильевна, Канд. пед наук. доцент, Доцент кафедры ТТНК филиала ТИУ в г. Ноябрьске, Многолетний опыт в области компьютерного моделирования социально-экономических, обработки экспериментальных данных, в том числе психологических исследований.
  • Зайцева Светлана Павловна, Канд. пед наук., Доцент кафедры ТТНК филиала ТИУ в г. Ноябрьске, Многолетний опыт подготовки кадров для нефтегазовой отрасли в Арктической зоне РФ.
  • Шевнина Татьяна Евгеньевна, Канд. физ.-мат. наук, Доцент ПМЭНД филиала ТИУ в г. Ноябрьске, Многолетний опыт подготовки кадров для нефтегазовой отрасли в Арктической зоне РФ.
  • Мезенцева Лариса Витальевна, Канд. пед наук., Доцент ПМЭНД филиала ТИУ в г. Ноябрьске,Многолетний опыт подготовки кадров для нефтегазовой отрасли в Арктической зоне РФ.