Ведомости прикладной этики №53

Тема выпуска:

ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА В СИТУАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ИДЕОЛОГИИ И ПРАКТИКИ ТРАНСФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА (PDF)       

Предисловие редактора

Теоретический поиск

Сычев А.А. Профессор как моральный характер:  история и современность 

Аннотация. Статья посвящена проблеме морального характера, под которым понимается социальная роль, налагающая на человека обязательства нравственного характера. Моральные характеры представляют устойчивые и легко узнаваемые образцы поведения, с которыми соотносят свои действия окружающие. Врач, ученый, учитель – наиболее узнаваемые и яркие примеры подобных характеров. В системе моральных образов особое место занимает характер профессора, синтезирующий образы ученого и учителя. Кроме того, профессору предъявляются повышенные моральные требования, поскольку предполагается, что он выполняет важную социальную миссию. Сегодня эта миссия оказывается все менее востребованной. Массовизация, коммерциализация и бюрократизация высшего образования обессмысливают и обесценивают его труд, а стремление к истине уже не кажется достаточным обоснованием его деятельности. В этих условиях профессор не способен функционировать как моральный характер, поскольку без четких ценностных оснований он теряет возможность формулировать цели своей деятельности и вынужден концентрироваться только на эффективных средствах и техниках достижения целей, поставленных государством и рынком. Возрождение морального авторитета профессуры возможно только при условии восстановления пространства академической свободы, дающей профессурам надежду самостоятельно формулировать цели своей деятельности.

Ключевые слова: моральный характер, моральный авторитет, врач, ученый, учитель, профессор.

Для цитирования: Сычев А.А. Профессор как моральный характер: история и современность // Ведомости прикладной этики. 2019. Выпуск 53. С. 8-16.

Сычев Андрей Анатольевич, д.ф.н., проф., кафедра фило­со­фии Национального исследовательского Мордовского государствен­ного университета им. Н.П. Огарева; sychevaa@mail.ru

 

Тульчинский Г.Л.  Цифровая медиализация образования и трансформация университетов: социальный аудит и гуманитарная экспертиза

Аннотация. Университеты подвергаются интенсивнейшей трансформации. Эта трансформация обусловлена изменениями технологического формата современной цивилизации, а главное – скоростью этих изменений. Университет должен учить в наши дни не только и не столько профессиональной стандартизированной деятельности, сколько разработке и реализации инноваций, а то и непосредственно стартапов. Важно и необходимо говорить в этой связи о социально-культурном инжиниринге как о систематизации знаний, практик разработки, экспертизы и реализации проектов, связанных с преобразованием социальной реальности, социализацией личности. Такая экспертиза необходима не только применительно к итогам имплементации технологических проектов, но и применительно к целям разработки и процессу реализации таких инноваций. Можно предположить, что, тем самым, намечается новый запрос на гуманитариев, включая специалистов по прикладной этике.

Ключевые слова: гуманитарная экспертиза, медиализация, прикладная этика, университет, цифровизация.

Для цитирования: Тульчинский Г.Т.  Цифровая медиализация образования и трансформация университетов: социальный аудит и гуманитарная экспертиза // Ведомости прикладной этики. 2019. Выпуск 53. С. 17-24.

Тульчинский Григорий Львович, д.ф.н., проф., профессор Санкт-Петербургского государственного университета, ка­федра меж­ди­с­цип­­линарного синтеза в области социальных и гума­нитарных наук; профессор НИУ «Выс­шая школа экономики» – Санкт-Петер­бург; заслуженный деятель науки РФ; gtul@mail.ru.

 

Прокофьев А.В.  Научное руководство и академическое наставничество: этические аспекты

Аннотация. В статье подвергнута анализу этика научного руководства и академического наставничества, которые являются двумя важнейшими видами деятельности профессора, составляющими единый континуум. В системе их этического регулирования наиболее ярко отражаются: а) принадлежность преподавания в высших учебных заведениях к профессиям в узком смысле слова («высоким профессиям»), б) центральная роль в академической этике ее «мировоззренческого яруса» («этики высоких устремлений»), в) связь обязанностей профессора с непрагматическими ценностями и функциями университета, г) совмещение университетом двух ипостасей – образовательной организации и сообщества исследователей. В задачи академического наставника входят, наряду с повышением качества исследовательской работы подопечного, его психологическая поддержка, содействие формированию зрелой профессиональной идентичности и прямое продвижение его научной (или научной и преподавательской) карьеры. Несмотря на то, что выбравший роль наставника профессор получает целый ряд индивидуальных выгод, его мотивация лишь в самых редких случаях носит сугубо прагматический характер. Осознанное стремление быть наставником формируется на основе признания ряда профессионально-этических ценностей. Нормативные ориентиры наставнической деятельности определяются тем, что отношения наставника и его подопечного характеризует асимметрия силы и влияния. Требования наставнической этики спроецированы на широкий ряд целей наставника и, пересекаясь между собой, порождают многочисленные профессионально-этические дилеммы. Отдельной областью этики наставничества является регулирование множественных (двойственных) отношений. Хотя в центре наставнической деятельности находится взаимодействие наставника и подопечного, ее эффективность определяется тем, как организована вся университетская среда. Наиболее благоприятной для наставничества является такая среда, которая позволяет создавать сложные сети отношений между студентами (молодыми учеными) и профессорами, заинтересованными в продвижении их научной карьеры.

Ключевые слова: этика профессора, научное руководство, наставничество, обязанности наставника, множественные (двойственные) отношения, наставнические сети.

Для цитирования: Прокофьев А.В. Научное руководство и академическое наставничество: этические аспекты // Ведомости прикладной этики. 2019. Выпуск 53. С. 25-44.

Прокофьев Андрей Вячеславович, д.ф.н., проф., ведущий на­уч­ный сотрудник сектора этики Института философии РАН; ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; avprok2006@mail.ru

 

Скворцов А.А.  Трансформация миссии университета и возможности этики

Аннотация. Статья посвящена анализу процессов трансформации миссии университета от её классического понимания к современному состоянию. Автор утверждает, что суть этой трансформации заключается в тенденции к коммерциализации высшей школы. Университету как субъекту научной, образовательной и просветительской деятельности навязываются исторически несвойственные цели извлечения прибыли. Насильственное внедрение в жизнь университета управленческих и маркетинговых технологий бизнеса приводит к множественным коллизиям драматического, а иногда и анекдотического свойства. В этом плане значительный ущерб был нанесен статусу университетского профессора, чье положение сведено от лидерства в науке и образовании к роли безликого наемного работника. Автор полагает, что перед университетами стоит серьезная угроза лишиться своей идентичности, и это приведет их к неизбежному отчуждению от общества. Академическая этика, которая уже негласно смирилась с процессами коммерциализации университета, в меру своих возможностей ещё способна отстаивать традиционные цели и ценности университетской деятельности. Для этого требуется акцентировать внимание на просветительской миссии высшей школы, настаивать на её участии в образовательных, культурных и социально значимых проектах.

Ключевые слова: этика, академическая этика, университет, наука, образование, реформа образования, наукометрия, бизнес.

Для цитирования: Скворцов А.А. Трансформация миссии университета и возможности этики // Ведомости прикладной этики. 2019. Выпуск 53. С. 45-54.

Скворцов Алексей Алексеевич, к.ф.н., доцент кафедры этики философского факультета Московского госу­дар­ственного университета им. М.В. Ломоносова; lambis@mail.ru

 

Апресян Р.Г.  Этика, эмоциональный интеллект, потенциал университета

Аннотация. В статье рассматриваются возможности социально-эмо­ционального обучения (СЭО) для трансформации университетской среды в соответствии с требованиями ХХI века. Получившие широкое применение в дошкольном и школьном образовании, программы СЭО еще недостаточно используются в университетах, хотя обсуждение соответствующих перспектив ведется с нарастающей интенсивностью. Среди разных задач социально-эмоционального обучения – повышение академической успеваемости, мотивирование студентов к образованию, укрепление их жизнестойкости – рассматриваются как наиболее приоритетные. Внедрение программ СЭО в университетах потребует изменения в составе и характере необходимых компетенций преподавателей, а в еще большей степени – повышения их собственного коэффициента эмоциональности. Это ставит перед преподавателями совершенно новые профессионально-этические задачи.

Ключевые слова: миссия профессора, трансформация университета, социально-эмоциональное обучение, профессиональная этика.

Для цитирования: Апресян Р.Г. Этика, эмоциональный интеллект, потенциал университета // Ведомости прикладной этики. 2019. Выпуск 53. С. 55-65.

Апресян Рубен Грантович, д.ф.н., проф., главный научный со­труд­ник, руководитель сектора этики Института философии РАН; ведущий научный сотру­дник НИИ ПЭ ТИУ; apressyan@mail.ru

 

Рубрика академика А.А.Гусейнова

Гусейнов А.А. Золотое правило в античной культуре.

Аннотация. Предлагаемая статья является продолжением серии публикаций автора, посвященных общему историческому очерку Золотого правила; первая из них – «Золотое правило по Конфуцию» – была помещена в предыдущем выпуске журнала НИИ прикладной этики. В ней дается общее представление о Золотом правиле в культуре и философии античности дохристианского периода. Приводятся основные источники и контексты, в которых оно встречается. Показано, что в целом в данную эпоху Золотое правило осталось на уровне одной из сентенций практического благоразумия.

Ключевые слова: Золотое правило, античные нравы, Аристотель, софисты, Исократ.

Для цитирования: Гусейнов А.А. Золотое правило в античной культуре // Ведомости прикладной этики. 2019. Выпуск 53. С. 66-72.

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович, д.ф.н., проф., академик РАН, Институт философии РАН; gusei­nov@iph.ras.ru

 

 Миссия университета: гуманитарное консультирование стратегии развития

Согомонов А.Ю. «Устойчивый университет»: транзит университетского образования и судьба «профессората»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы трансформации выс­шего образования и классической модели университета. Цифровые технологии меняют университетское образование, что отвечает мировым трендам, но они же и создают серьезные институциональные риски.  Университетская профессура становится потенциально первой «жертвой» цифровизации высшего образования. Замена «живых» лекций на онлайн-курсы, с одной стороны, повышает качество образования и делает его более удобным и доступным, экономичным и комфортным. С другой – прерывает длительную традицию tête-á-tête коммуникации учителей с учениками. Не будет эта замена способствовать рождению новых академических и профессиональных школ. А главное, «цифра» делает университетскую дидактику обезличенной и гораздо менее привлекательной для студенчества. Онлайн-курсы могут быть только факультативными в современном университете, ориентированном на устойчивое развитие и лучшее будущее, общественная миссия которого значительно богаче простого обучения молодых поколений.

Ключевые слова: устойчивый университет, профессорат, онлайн-курсы, цифровое образование.

Для цитирования: Согомонов А.Ю. «Устойчивый университет»: транзит университетского образования и судьба «профессората» //Ведомости прикладной этики. 2019. Выпуск 53. С. 73-91.

Согомонов Александр Юрьевич, к.ист.н., ведущий науч­ный сотрудник Инсти­ту­та социологии ФНИСЦ РАН, ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; sogi@mail.ru

 

Богданова М.В. Отечественный университет в фокусе прикладной этики (о некоторых уроках приложения этико-прикладного знания)

Аннотация. Каковы возможности этико-прикладного знания в понимании идентичности университета в условиях трансформации, затрагиваю­щей его институциональные основания? В статье рассматриваются особенности приложения этико-прикладного знания (в его инновационной парадигме) в ситуациях отечествен­ного универ­си­тета 90-х гг. XX в. – второго десятилетия XXI века. Проанализирован опыт этико-прикладных проектов НИИ ПЭ, предпринятых в Тюменском индустриальном университете в ситуации его трансформирования на протяжении двух прошедших десятилетий. Показано, что в ситуации трансформирования технического вуза в университет (≈1995-2002 гг.) были востребованы, преимущественно, когнитивная и просветительская составляющие прикладной этики. В ситуации самоопределения университета (≈2003-2010 гг.) была актуализирована проектно-ориентированная составля­ющая – здесь этико-прикладное знание выполняло функцию своеобразной производительной силы в проектировании нормативно-ценностной системы. В ситуации встраивания университета в дифференциацию отечественных университетов (≈2010-2017 гг.) – в условиях изменения морального значения институционального порядка университета – актуализировалась критическая функция прикладной этики. Делается предварительный вывод о влиянии на востребованность потенциала прикладной этики особенностей запроса на этико-прикладное знание: характера адресанта запроса и «попадания» содержания запроса в более или менее целостную структуру предмета прикладной этики.

Ключевые слова: университет, прикладная этика, трансформации, самоопределение, моральный выбор.

Для цитирования: Богданова М.В. Отечественный университет в фокусе прикладной этики (о некоторых уроках приложения этико-прикладного знания) // Ведомости прикладной этики. 2019. Выпуск 53. С. 92-111.

Богданова Марина Владимировна, д.с.н., главный науч­ный сот­рудник НИИ ПЭ ТИУ; etika2@tsogu.ru

 

Бакштановский В.И., Богданова М.В. Трансформируемый университет: судьба профессорства

Аннотация. Остается ли классическая миссия профессора – производство, воспроизводство научного знания, моральное лидерство профессора, его умение жить в культуре знания – базовой ценностью трансформируемого университета? Статья посвящена опыту коллективной рефлексии вопроса об исполнении профессорами своей классической миссии в условиях трансформирования университета. Стать профессором и быть профессором; (не)возможность воспроизводства и развития института профессуры; современные роли профессора; статус профессора в отечественном университете – направления дискурса профессоров, участников ректорского семинара. В его анализе сочетаются фрагменты программы, сценарной разработки и стенографической записи работы семинара. Бла­годаря такой аналитической структуре создается возможность представить идейный замысел семинара, концептуализацию темы и реальную си­туацию ее рефлексии участниками семинара.

Ключевые слова: трансформирование университета; статус профессора; миссия профессора, знание, образование.

Для цитирования: Бакштановский В.И., Богданова М.В. Трансформируемый университет: судьба профессорства // Ведомости прикладной этики. 2019. Выпуск 53. С. 112-133.

Бакштановский Владимир Иосифович, д.ф.н., проф., ди­рек­тор НИИ ПЭ ТИУ; priclet@tsogu.ru

Богданова Марина Владимировна, д.с.н., главный науч­ный сот­рудник НИИ ПЭ ТИУ; etika2@tsogu.ru

 

Ойкумена прикладной этики

Викторук Е.Н., Минеев Е.Н. Становление биоэтики в образовательном пространстве университета

Аннотация. Статья посвящена проблематике границ, структуры и дисциплинарного статуса биоэтики, а также особенностям преподавания биоэтики в условиях реформирования образования. Обосновывается тезис о том, что биоэтика относится к числу именно тех дисциплин, преподавание которых оказывает существенное воздействие на состояние самой области научных исследований. Привлекается научно-методический опыт кафедры философии, социологии и религиоведения КГПУ им. В.П. Астафьева. Обозначаются контуры учебного предмета, ключевые проблемы, задачи курса. Авторы приходят к выводу, что именно интерактивные формы и методы обучения в наибольшей степени адекватны содержанию учебной дисциплины «Биоэтика».

Ключевые слова: биоэтика, преподавание биоэтики, прикладная этика, интерактивное обучение, кейс-метод, этические компетенции.

Для цитирования: Викторук Е.Н., Минеев Е.Н. Становление биоэтики в образовательном пространстве университета // Ведомости прикладной этики. 2019. Выпуск 53. С. 134-143.

Викторук Елена Николаевна, д.ф.н., проф., зав. кафед­рой фи­ло­­софии, социологии и религиоведения ФГБОУ ВО «Красно­яр­ский государст­венный педагогический университет им. В.П.Аста­фьева»; eviktoruk@yandex.ru

Минеев Валерий Валерьевич, д.ф.н., проф., кафедры фи­ло­со­фии, социологии и религиоведения ФГБОУ ВО «Краснояр­ский государственный педагогический университет им. В.П. Астафь­ева»; vvmineyev@mail.ru

 

Абилькенова В.А. Профессиональная этика журналиста и корпоративная этика СМИ: от дуализма к когнитивному диссонансу?

Аннотация. Современная ситуация морального выбора, перед которой оказался журналист (следовать ценностям профессии либо противоречащим им правилам корпорации-организации, в которой он работает), обре­ла новые характеристики, значительно осложняющие давний кризис самоиден­тификации профессионала.

Ключевые слова: профессиональная этика журналиста, дуализм, корпоративная этика СМИ, профессиональные ценности.

Для цитирования: Абилькенова В.А. Профессиональная этика журналиста и корпоративная этика СМИ: от дуализма к когнитивному диссонансу? // Ведомости прикладной этики. 2019. Выпуск 53. С. 144-153.

Абилькенова Валерия Анатольевна, к.с.н., ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; доцент каф. истории и теории жур­на­­листики ТюмГУ; Kabvalerya@mail.ru

 

Из истории инновационной парадигмы

 Север: поисковое поле этико-прикладных исследований. Бакштановский В.И., Согомонов Ю,В. Правила игры на полюсе: этика севера в структуре общественной нравственности

Для цитирования: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Правила игры на полюсе: этика севера в структуре общественной нравственности // Ведомости прикладной этики. 2019. Выпуск 53. С. 154-176.

Бакштановский Владимир Иосифович, д.ф.н., проф., priclet@tsogu.ru