Ведомости прикладной этики № 55

Тема выпуска: Кризис этики профессора в трансформируемом университете PDF

Предисловие редактора

Сычев А.А. Трансформация «класса интеллектуалов»

Аннотация. В статье предлагается рассматривать кризисные процессы, затрагивающие современного профессора, в общем контексте социальных трансформаций, происходящих с классом интеллектуалов. В теории Д. Белла предполагается, что в постиндустриальном обществе доминирующим станет интеллектуальный класс, объединяющий обладателей высокой квалификации: преподавателей, инженеров, ученых. Однако в реальности статус работников умственного труда в новых условиях снижается, а в различных областях социальной жизни наблюдаются процессы деинтеллектуализации. Популистские идеи получают больше признания, чем меритократические. В массовой культуре ученые противопоставляются политикам как оторванные от жизни теоретики практикам, обладающим житейским опытом. При этом предполагается, что ученые нуждаются в контроле со стороны политиков. В ходе установления контроля политико-экономической элиты над интеллектуальным классом ценности научного этоса объявляются устаревшими, академические свободы сворачиваются, а университеты трансформируются в бизнес-корпорации или бюрократические государственные структуры. Автор показывает, что обладание группы ценным ресурсом не предполагает ее доминирования. Напротив, господствующая элита будет прилагать все усилия, чтобы установить над ним контроль и лишить суверенности его носителей. В этом контексте повышение ценности интеллектуальных ресурсов вполне может привести к ситуации, когда те, кто в индустриальном обществе находился на положении свободного художника или независимого ученого, в постиндустриальном обществе обнаружат себя в ситуации представителя эксплуатируемой группы. В статье делается вывод, что в сложившейся ситуации возможны два варианта развития событий: либо дальнейшая деинтеллектуализация общества, либо консолидация интеллектуального класса, предполагающая осознание им собственных целей и интересов.

Ключевые слова: класс интеллектуалов, профессорство, университет, этос, меритократия, постиндустриальное общество, эксплуатация, доминирование, деинтеллектуализация, консолидация.

Для цитирования: Сычев А.А. Трансформация «класса интеллектуалов» // Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 55. С. 10-19.

Сычев Андрей Анатольевич, д.ф.н., проф., кафедра филосо­фии, Национальный исследовательский Мордовский государствен­ный университет им. Н.П. Огарева; электронная почта: sychevaa@mail.ru

 

Прокофьев А.В. Этика профессора и идея академического гражданства

Аннотация. В статье подвергнуты анализу этическое значение и основы нормативного регулирования комплексной внутриуниверситетской практики академического гражданства. Традиционно академическое гражданство считается третьей составляющей деятельности профессора (преподавателя университета), наряду с преподаванием и научными исследованиями. Оно включает работу, связанную с сохранением сообщества исследователей, коллективно осуществляющих оценку и проверку результатов своих изысканий, поддержанием и развитием управленческой и организационной инфраструктуры университета, развивающим общением со студентами за пределами занятий и откликом университета на общественные нужды (потребности наций, регионов, территориальных сообществ). Автор реконструирует представления об академическом гражданстве известного американского социолога второй половины XX в. Эдварда Шилза и развитие его концепции в трудах британского специалиста по философии образования Брюса Макфарлейна. Последний предложил детальный анализ мотивационных факторов, обеспечивающих участие преподавателя в практике академического гражданства, и добродетелей, присущих хорошему академическому гражданину. Автор статьи критикует систему добродетелей академического гражданства Макфарлейна и считает, что главной заслугой британского ученого является то, что он обратил внимание на несколько обстоятельств, которые позволяют сформировать новый взгляд на академическую этику. Во-первых, академические граждане пытаются выполнить свои этические обязанности в условиях сложной и насыщенной университетской политики, что требует от них «политической грамотности». Во-вторых, академическое гражданство противостоит не только коммерциализации и менеджериализации университета, но и академической олигархии, которая часто манипулирует ценностями самого академического гражданства. В-третьих, академическое гражданство реализуется в условиях формирования «нового соглашения» между обществом и университетом, что превращает академических граждан в активных агентов трансформации своего учреждения.

Ключевые слова: мораль, этика, профессиональная этика, академическая этика, кризис университета, академическое гражданство

Для цитирования: Прокофьев А.В. Этика профессора и идея академического гражданства // Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск № 55. С. 20 — 41.

Прокофьев Андрей Вячеславович, д.ф.н., проф., ведущий науч­ный сотрудник сектора этики, Институт философии РАН; ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: сavprok2006@mail.ru

 

Скворцов А.А. Академическая этика в пограничной ситуации: есть ли надежда на спасение?

Аннотация. Статья посвящена обсуждению ценностной трансформации этики профессора. Автор утверждает, что длительные реформы высшей школы существенно изменили ценностное содержание академической этики. Она не смогла выдержать удара коммерциализации и бюрократизации высшей школы и сегодня уместно говорить о разрушении аутентичной академической этики и даже о потере профессором своей профессиональной идентичности. Процесс деградации ценностного содержания затронул все виды деятельности, привычные для сотрудника высшей школы. И настолько глубоко, что справедливо говорить о существенном понижении статуса профессора и разрушении его мотивации продолжать академическую работу. Но главным пострадавшим в этой ситуации стала молодежь, у которой все меньше интереса учиться в реформированном университете. Автор показывает как уход из университета аутентичной академической этики приводит к тому, что высшая школа больше не может ответить на духовный запрос общества. Высказывается прогноз о переходе академической этики из университетов в другие интеллектуальные пространства, заинтересованные в развитии содержательных науки и образования.

Ключевые слова: этика, академическая этика, наука, образование, ре­форма образования, трансформация, ценности.

Для цитирования: Скворцов А.А. Академическая в пограничной ситуации: есть ли надежда на спасение? // Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 55. С.42 — 52.

Скворцов Алексей Алексеевич, к.ф.н., доцент кафедры этики философского факультета, Московский государственный универси­тет им. М.В. Ломоносова;  электронная почта: lambis@mail.ru

 

Апресян Р.Г. Университет и свобода.

Аннотация. Современный образ университета не отделим от идей автономии университета и академической свободы его членов – преподавателей и исследователей. Таков один из социальных идеалов, в основе которого понимание ценности ничем не скованного познания, самостоятельности и ответственности личности, неподотчетности творчества. В основу предпринятого в статье обзора нормативных положений, составляющих ключевое содержание концепции автономии университета и академической свободы, положены Рекомендация ЮНЕСКО о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений (1997) и Рекомендация ПАСЕ «Академическая свобода и автономия университета» (2006). В статье также приводятся положения из Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В этих документах, как и многих других такого рода, автономия университета и академическая свобода ставятся в непосредственную связь с академической ответственностью. Проведенный обзор позволил сделать вывод о наличии своего рода рекурсивной нормативной динамики от автономии и свободы к ответственности и от ответственности к автономии и свободе. Ею, по сути, пронизаны современные нормативные документы академической этики (или этики университета).

Ключевые слова: автономия университета, академическая свобода, ответственность, академическая этика

Для цитирования: Апресян Р.Г. Университет и свобода // Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 55. С. 53 — 63.

Апресян Рубен Грантович, д.ф.н., проф., главный научный со­т­рудник, руководитель сектора этики, Институт философии РАН; профессор кафедры философии, культурологии и социологии, Нов­городский государственный университет им. Ярослава Мудрого; ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ;  электронная почта: apressyan@mail.ru

 

Тульчинский Г.Л. Трансформация этоса профессуры: цифровизация как контекст кризиса.

Аннотация. Tрансформацию этики профессора можно понять только с учетом общего контекста изменений, в которые погружена профессура вместе с системой высшего образования. Таким цивилизационным контекстом является цифровизация, которая порождает весьма неоднозначные последствия: технологические, антропологические, социальные. Учет этих последствий стимулирует поиски нового позиционирования российских университетов в качестве реальных генераторов реальных знаний и умений. Результатом чего и может стать реальный этос профессора – востребованного авторитетного специалиста, морального лидера, воплощающего авторитет научного знания.

Ключевые слова: гуманитарная экспертиза, профессура, университет, цифровизация, этика.

Для цитирования: Тульчинский Г.Л. Трансформация этоса профессуры: цифровизация как контекст кризиса // Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 55. С. 64-71.

Тульчинский Григорий Львович, д.ф.н проф., профессор кафед­ры междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитар­ных наук, Санкт-Петербургский государственный университет; профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» – Санкт-Петербург; заслуженный деятель науки РФ;  электронная почта: gtul@mail.ru

 

Беляева Е.В. Этика профессора в Белорусском государственном университете.

Аннотация. Cтатья написана на основе интервью, проведенных с профессорами на факультете философии и социальных наук Белорусского государственного университета. Они характеризуют состояние морального сознания современного профессора, который привержен профессиональному долгу, академической добросовестности, ответственности за свою научную и педагогическую работу, но не ощущает ответственности за изменения в системе высшего образования. Моральный кодекс в университете воспринимается как формализм. Миссия профессора состоит в воспитании учеников, последователей. Академическая среда представляется лишенной моральных конфликтов.

Ключевые слова: этика профессора, академическая этика, этический кодекс, миссия профессии.

Для цитирования: Беляева Е.В. Этика профессора в Белорусском государственном университете //Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 55. С. 72 — 79.

Беляева Елена Валериевна, к.ф.н., доцент, Белорусский государственный университет;  электронная почта: bksisa@rambler.ru

 

Рубрика академика А.А.Гусейнова

Гусейнов А.А.  Золотое правило: мусульманская традиция.

Аннотация. Статья продолжает серию очерков по истории Золотого правила и посвящена мусульманской традиции. Своеобразие которой, как показано, состоит в том, что Золотое правило органично вписано в мусульманскую религиозность и совпадает с ее этическим аспектом. Хотя в Коране нет его строгой формулировки, в нем представлены идеи и темы, которые подводят к нему; рассмотрена наиболее близкая сура «Обвешивающие». Собственно мусульманская версия Золотого правила дана в хадисе Мухаммада: «Не уверует из вас никто до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего пожелает самому себе», который представлен и занимает важное место в наиболее авторитетных Суннах. Обозначены две традиции, которые восходят к Анасу ибн Малику и Али Абу ибн Талибу и дают представление о диапазоне различий в понимании данного правила. Основное своеобразие Золотого правила в контексте мусульманской этики усматривается в том, что в нем акцент с идеи взаимности переносится на идею благожелательности по формуле: желать другому больше блага/меньше зла, чем самому себе.

Ключевые слова: Золотое правило, мусульманская этика, Коран, Сунна, Мухаммад, Анас ибн Малик, Али Абу ибн Талиб.

Для цитирования: Гусейнов А.А. Золотое правило: мусульманская традиция //Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 55. С. 80 — 90.

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович, д.ф.н., проф., академик РАН, Институт философии РАН; электронная почта: guseinov@iph.ras.ru

 

Миссия университета:

гуманитарное консультирование стратегии развития

Согомонов А.Ю. «Этика профессора» между академическим служением и локальной гражданственностью.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы истории и актуального транзита профессорского этоса. Классическая модель профессората сегодня подвергается обсуждению под давлением множества факторов. В том числе и под влиянием идеи пострационального знания и университетского служения. Эти перемены столь масштабны и настолько глубоко затрагивают основы классической модели университета, что неизбежно обращают нас к антропологическим и нравственно-культурным основаниям современного «общества знаний». Вузы мира поляризуются и образуют сложный континуум, полюсы которого представляют университеты совершенно различных типов. С одной стороны, мы имеем высоко рейтинговые и ориентированные на мировую науку университеты, исповедующие академизм и ответственность перед истиной, с другой – вузы, укорененные в локальных контекстах и практикующие местную гражданскую ответственность. Единая социальная политика в отношении их всех существовать не может. Но и профессорская этика в них также неоднородна. Если в первом случае мы наблюдаем этику служения, то во втором – скорее разновидность этики гражданского общества.

Ключевые слова: профессорат, этика профессора, знаниевая ответственность, локальная ответственность.

Для цитирования: Согомонов А.Ю. «Этика профессора» между академическим служением и локальной гражданственностью // Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 55. С. 91 — 104.

Согомонов Александр Юрьевич, к.ист.н., ведущий научный сот­рудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, ведущий научный сотруд­ник НИИ ПЭ ТИУ;   электронная почта: sogi@mail.ru

 

Бакштановский В.И., Богданова М.В. Перспективы этики профессора в ситуации трансформирования университета.

Аннотация. В статье представлены концептуализация и опыт гуманитарной рефлексии ситуации этики профессора в трансформируемом университете, предпринятой в формате ректорского семинара с участием профессоров Тюменского индустриального университета. Объектом анализа выступают этико-прикладная проблематизация ситуации, текстовая вербализация коммуникативного события, обозначившиеся возможные подходы для ее решения. Этико-прикладная проблематизация, намеренно выражающая скепсис относительно востребованности потенциала профессорства в трансформировании университета, активизировала обращение участников рефлексии к осмыслению опыта своей деятельности. Обнаружившиеся в ходе рефлексии расхождения позиций профессоров и администраторов в понимании миссии университета обозначили актуальность поиска возможностей, способствующих настройке коммуникации между членами одной корпорации.

Ключевые слова: гуманитарная рефлексия ситуации, этическая проблематизация, трансформируемый университет, профессор.

Для цитирования: Бакштановский В.И., Богданова М.В. Перспективы этики профессора в ситуации трансформирования университета // Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 55. С. 105 — 132.

Бакштановский Владимир Иосифович, д.ф.н., проф., директор НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: priclet@tsogu.ru

Богданова Марина Владимировна, д.с.н., главный научный сот­рудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: bogdanovamv@tyuiu.ru

 

Ойкумена прикладной этики

Москвич Ю.Н. Этика профессора в новом времени.

Аннотация. В статье рассматривается возрастание роли научного знания для развития «экономики, основанной на знании». Отмечается повышение роли этики науки и этики профессора в «обществе знания». Проводится анализ причин, обуславливающих кризис этики профессоров в современных российских университетах. Представлены возникающие в новой социальной реальности новые этические принципы для людей науки.

Ключевые слова: экономика, основанная на знании, инновационная экономика, этика науки, университеты третьей волны, роль этики профессора в новом мире.

Для цитирования: Москвич Ю.Н. Этика профессора в новом времени // Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 55. С. 133 — 141.

Москвич Юрий Николаевич, к.физ.-мат.н., ФГБОУ ВО «Сибир­ский федеральный университет», г. Красноярск;  электронная почта: yumoskvich@mail.ru

 

Из истории инновационной парадигмы

Бакштановский В.И. Игра как модель освоения ситуации морального выбора.

Для цитирования: Бакштановский В.И. Игра как модель освоения ситуации морального выбора //Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 55. С. 142-174.

Бакштановский Владимир Иосифович, д.ф.н., проф., директор НИИ ПЭ ТИУ;  электронная почта: priclet@tsogu.ru