Молодые ученые ТИУ: любовь к науке Владислава Огая
09.06.2022
Портреты молодых ученых Тюменского индустриального университета — в рубрике «Твоя история успеха». О своих исследованиях и достижениях, о воспитании и пути в науке рассказал ассистент Центра проектного обучения Высшей инженерной школы EG Владислав Огай.
Досье ученого:
Владислав Александрович Огай — ассистент Центра проектного обучения ВИШ EG, ассистент кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений Института геологии и нефтедобычи, обладатель премии Президента РФ, гранта для преподавателей ПАО «НК «Роснефть». Имеет 3 патента и 2 свидетельства о госрегистрации программ для ЭВМ, автор 11 научных статей, размещенных в базе цитирования SCOPUS и журналах, рекомендованных ВАК РФ.
— Какие свои достижения в науке считаете самыми важными?
— На данный момент, наверное, создание стенда, методики исследования газожидкостных потоков с пенообразователем и соответствующие результаты исследовательской работы. Также организация и развитие международного исследовательского проекта по изучению свойств пен на водной основе. Путь был достаточно сложный и долгий, мы привлекали научные гранты, на конкурсной основе получали поддержку государства. В итоге, если говорить про стенд, то достаточно уникальное оборудование получилось, которое позволяет приблизиться к условиям скважины и исследовать пенный поток, отслеживать его ключевые параметры, интерпретировать результаты экспериментов и заниматься моделированием.
— Расскажите подробнее о теме своих научных исследований.
— Тема связана с разработкой газовых месторождений и добычей природного газа. В процессе эксплуатации газовой скважины образуется газожидкостная смесь, при этом не всегда энергии восходящего потока газа хватает, чтобы вынести на поверхность жидкую фазу. Она может накапливаться в стволе скважины, на забое, вести к остановке работы или выбытию скважины. В этом случае добывающие компании несут финансовые потери, возникает и еще целый ряд сопутствующих проблем. Изучение таких газожидкостных потоков и их моделирование и есть сфера моей научной деятельности.
Существуют различные технологии, которые улучшают условия эксплуатации данных скважин. Одна из них – использование реагентов, которые позволяют вспенить поток, понизить плотность газожидкостной смеси. Процесс моделирования этого пенного потока — достаточно интересная и непростая тема. В условиях скважины жидкость может иметь различный состав, объёмный расход, скорости газа тоже могут быть разными, как и термобарические условия – это все влияет на образующуюся пену и на свойства потока. Эти процессы мы также изучаем и занимаемся оптимизацией процесса закачки пенообразователя. Я говорю «мы», имея в виду наш научно-исследовательский коллектив, т.к. любое исследование не делается в одиночку.
— В чем актуальность Вашей научной темы?
— Проблема, которую мы рассматриваем, возникает почти на каждом газовом месторождении в определенный момент времени. Особенно актуально это для месторождений завершающей стадии разработки. В России, в Западной Сибири очень много таких газовых гигантов, которые активно с этой проблемой сталкиваются. Речь идет о сотнях или даже тысячах скважин, поэтому тема достаточно актуальна.
— Какого результата научных исследований хотите добиться?
— Мы получили финансовую поддержку Российского фонда фундаментальных исследований и Тюменской области (проект № 20-41-720002, тема «Теоретическое и экспериментальное исследование восходящего газожидкостного потока в вертикальных каналах применительно к решению прикладных задач нефтегазовой отрасли»). Сейчас мы работаем в рамках гранта от РФФИ, идет второй этап, готовится третий. Планируется завершение цикла наших уникальных экспериментальных исследований по измерению ключевых характеристик пенного потока, в том числе, измерению фазовых соотношений за счет модуля отсекания потока, который был разработан и используется. Соответственно, все это должно позволить нам смоделировать пенный поток, создать более точные модели прогнозирования фазового соотношению и перепада давления в стволе скважины. Это позволит сделать процесс эксплуатации скважин с пенообразователем более эффективным, добывать больше газа и экономить на реагентах.
И конечно, для меня важно сейчас защитить кандидатскую диссертацию, а дальше посмотрим.
— Сразу ли нашли свою тему в науке?
— На третьем курсе я познакомился с доцентом кафедры РЭНГМ Алексеем Васильевичем Саранчой, который занимался анализом проблем эксплуатации обводняющихся скважин. Он посоветовал мне литературу, которую я начал изучать, и где-то около года я посвятил анализу проблемы, изучению технологий, опыту реализации отечественных и зарубежных проектов. Позже меня заинтересовала тема, связанная с использованием пенообразователей, данная технология показалась мне эффективным решением проблемы. Далее я начал заниматься организацией исследований в данном направлении, а затем и самими исследованиями, прошло около пяти лет.
— Насколько важен слаженный тандем с научным руководителем?
— Конечно, очень важен. Когда мы с моим одногруппником, Азаматом Хабибуллиным, только начинали заниматься данной темой, нас поддержал Антон Юрьевич Юшков, доцент кафедры РЭНГМ и старший менеджер Тюменского нефтяного научного центра. Он смог нас направить, передать специфику отрасли, знания, методы, идеи. Позже уже нам предложил заняться совместным исследовательским проектом профессор нашей кафедры, доктор физ.-мат. наук Наиль Габсалямович Мусакаев. Под его руководством я планирую защищать диссертацию. Эти люди передают свой опыт, который исчисляется даже не годами, а десятилетиями, свои знания в отрасли, в науке, и это очень важно для студентов, аспирантов. Ведь самому в чем-то качественно разобраться сложно, почти нереально. Большую роль играет и поддержка руководства университета. Особенно хотелось бы поблагодарить ректора Веронику Васильевну Ефремову и заведующего кафедрой РЭНГМ Сергея Ивановича Грачёва.
— Насколько воспитание в семье определило путь в науке?
— Родителям было важно, как я учусь, какие успехи делаю, они всегда поддерживали меня морально и материально. Я благодарен им за это. Мама педагог по образованию, она привила мне чувство ответственности и понимание того, что важно учиться, чтобы чего-то добиться. Любовь к физике и математике – это больше от отца. В школе учителя были хорошие, с 10 класса я учился в специализированном Роснефть-классе в Находке, успешно участвовал в олимпиадах. Думаю, всё это предопределило склонность к изучению научной тематики.
— Какие качества важны для молодого ученого?
— Если говорить про характер, то дисциплинированность, упорство, чувство ответственности. Важна тяга, желание. Если тебе тема интересна, то будешь изучать ее, искать возможности проявить себя, много работать. Конечно, бывают трудности и неудачи, но если ты понимаешь, к чему идешь, то преодолеваешь их и просто работаешь дальше.
— Какой совет Вы бы дали себе – первокурснику?
— В любом случае нужно быть активным, самостоятельно изучать книги, статьи, участвовать в мероприятиях, которые помогают профессиональному и личностному развитию. Браться за проекты, проявлять лидерские качества и работать в команде, это многому учит, в том числе ответственности. И еще стараться заглянуть в будущее, важно понимать, какие навыки и компетенции тебе понадобятся, например, через 5 лет, и создавать себе почву уже сейчас.
— Какие материалы по своей научной тематике Вы бы посоветовали почитать студентам и всем заинтересованным?
— Могу порекомендовать несколько последних работ, написанных нашим научным коллективом. Их можно прочитать, перейдя по ссылкам:
Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. №4, 2020
E3S Web of Conferences 266, 01014 (2021)
Беседовала Юлия Янушевичене,
отдел медиа и внешних коммуникаций
Добавить комментарий