Журнал «Ведомости прикладной этики» 2017. Выпуск 50
Тема выпуска: «ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» (PDF)
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОИСК
Прокофьев А.В. Автономия профессионала и автономия профессии
В статье проведен анализ двух видов автономии, на которую опирается профессионально-этическое регулирование: автономии отдельного профессионала и автономии профессии (профессионального сообщества). Исследование призвано сформировать теоретический контекст обсуждения вопроса о полномочиях профессиональных сообществ (ассоциаций) в отношении своих членов. Оно стало результатом запроса одной из осуществляющих лицензирующие функции профессиональных ассоциаций на проведение экспертизы по делу об исключении из числа его членов нарушителя этического кодекса. Основой анализа является так называемый «оптимистический взгляд на трудовую ценность профессии» (Дж.Иветтс). В рамках этого подхода деятельность профессионала отличает такой способ использования знаний и умений, который предполагает высокую степень независимости как от потребителя его услуг (клиента), так и от вмешательства со стороны различных общественных институтов. Эту сторону деятельности профессионалов часто называют их автономией. Осуществление такой автономии возможно лишь при высокой степени доверия со стороны клиентов и общества. Гарантом того, что специалист достоин доверия, может быть лишь сообщество самих профессионалов, обеспечивающее их ориентацию на идеал служения общему благу, разрабатывающее нормативные требования к их деятельности и отслеживающее исполнение таких требований. Для того, чтобы сохранялись преимущества профессиональной экспертизы и профессионального исполнения, сообщество также должно иметь высокую степень независимости от общественного контроля. Автономия профессии является фундаментом автономии профессионала. Несмотря на то, что оптимистический взгляд на трудовую ценность профессии можно считать в целом обоснованным, учет аргументации его критиков заставляет дополнять меры по обеспечению автономии профессиональных сообществ (ассоциаций) институциональными механизмами выражения недоверия им.
Ключевые слова: мораль, профессиональная этика, автономия профессионала, автономия профессионального сообщества (ассоциации), Э.Фрейдсон.
Тульчинский Г.Л. Прикладная этика и новые модели социума
Прикладная этика испытывает в наши дни мощный вызов, который связан с необходимостью преодолеть разобщенность и недоверие в современном обществе. В статье рассмотрены возможности гармонизации разнообразия этосов, ценностно-нормативных систем. Особое внимание уделено возможностям, связанным с современными цифровыми коммуникативными технологиями.
Ключевые слова: блокчейн, доверие, интернет, прикладная этика, социальные сети, социум.
Апресян Р.Г. Прикладная этика: традиция, предтечи, прецеденты
Проведенное обозрение некоторых давнишних, относящихся к последней трети ХIХ в. и забытых опытов этико-прикладных разработок не только удостоверяет историческую длительность прикладной этики, но и позволяет разглядеть ее преемственную связь с традиционной моральной философией, в которой, наряду с общими положениями и принципами, всегда предполагались принципы, имеющие отношение к частно-практическим видам деятельности, в первую очередь политической, хозяйственной, семейной. Интересный (хотя и не систематический) материал по истории прикладной этики дает Google Books Ngram Viewer, с помощью которого можно проследить тенденции в развитии прикладной этики на уровне отдельных этико-прикладных дисциплин. Вместе с тем экскавация давнего опыта прикладной этики дает возможность разглядеть новационные черты в современной прикладной этике, которая не ограничивается адаптацией нормативной этики, основывается на анализе конкретных видов деятельности и использует методологический и аналитически-теоретический опыт, накопленный в философии морали.
Ключевые слова: прикладная этика, история прикладной этики, задачи и методы прикладной этики, моральная философия.
Разин А.В. Базовые этические программы и принятие решений в биомедицинской этике
В статье рассматриваются целевые программы медицинской помощи, возможной и необходимой на современном этапе развития общества. Они соотносятся с принципами биоэтики и основными этическими теориями. Показано, что отдельные принципы биоэтики противоречат друг другу. Для разрешения этих противоречий требуется обращение к условиям применения отдельных принципов, рефлексия с точки зрения фундаментальных этических подходов, прежде всего – утилитаризма и абсолютизма, а также отработка процедуры принятия решения.
Ключевые слова: этика, биоэтика, программы, принципы, утилитаризм, абсолютизм, эвтаназия.
Перов В.Ю. Каким профессиям нужна профессиональная этика?
Статья посвящена определению специфических характеристик профессиональной деятельности, в которых существуют потребность в формировании профессиональной этики. Проблемы «самоидентификации» прикладной и профессиональной этик, а также вопросы их соотношения являются одними из наиболее существенных для современного состояния этического знания. В результате исследования были выявлены возможные способы взаимоотношений между прикладными и профессиональными этиками: существование относительно самостоятельных профессиональных этик по отношению к прикладным этикам; существование профессиональных этик, которые являются основой прикладной этики; прикладная этика, существующая безотносительно к профессиональной этике; профессиональная этика как не имеющая строгого соответствия в прикладных этиках. В статье отмечается, что в настоящее время наблюдается увеличение числа теоретических и эмпирических исследований в области профессиональных этик, и кроме того профессиональная этика приобретает характер нормативно оформленных практических требований к профессиональной деятельности. В ходе проведенного исследования проанализированы этические требования, которые сформулированы в некоторых существующих в Российской Федерации профессиональных стандартах, а также положения ряда кодексов профессиональной этики. В результате был выявлен ряд черт, которые являются характеристиками «этико-ориентированных» профессий: ориентация профессиональной деятельности на социальные блага, существование внутренних моральных установок; наличие внешних моральных ожиданий со стороны общества; нравственная конфликтность принятия решений при осуществлении профессиональной деятельности, персонализм профессиональной деятельности; возникновение специфических иерархических отношений внутри профессии; наличие автономных процедур принятия в профессию; наличие внутри профессий организационных структур, которые способствуют поддержанию профессиональной этики. В статье отмечается, что данные характеристики выступают не только дескриптивными, но и нормативными характеристиками «этико-ориентированных» профессий.
Ключевые слова: прикладная этика, профессиональная этика, этические кодексы, профессиональные стандарты, нравственные конфликты, этико-ориентированные профессии.
Сычев А.А. Экологическая этика в России: становление и перспективы развития
В статье описывается история и обсуждаются перспективы развития экологической этики в России. Выделен подготовительный этап развития идей об отношении человека к природе, заложивший основания для отечественной экологической этики (конец XIX – ХХ вв.). В его рамках рассматриваются идеи В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, П.А. Кропоткина, В.И. Вернадского. 1980-е годы – период становления идей экологической этики как самостоятельной академической дисциплины (появление первых отечественных монографий, учебных пособий, курсов, организаций). Рубеж XX – XXI вв. обозначен как этап ее институционализации, в ходе которой она оказалась вписана в общемировой контекст развития этико-прикладного знания. Автор предполагает, что центром кристаллизации нового образа экологической этики в будущем станет принцип предосторожности, предполагающий не максимизацию благ, а минимизацию морально значимых рисков. В определенном смысле это предполагает возвращение в прошлое: к представлениям, возникшим в традиционной крестьянской общине, которая (как и все человечество сегодня) ставило перед собой задачи выживания. «Этика выживания» изначально представляла собой систему традиционных земледельческих норм и правил, которые серьезно повлияли на становление русской философии и культуры. Автор предполагает, что в этой сфере отечественная экологическая этика способна обрести свою специфику и внести свой вклад в мировую этическую мысль.
Ключевые слова: экологическая этика, история этики, принцип предосторожности, этика выживания.
Жукова С.П. К вопросу о трансдисциплинарном характере прикладной этики
В статье предпринимается попытка рассмотреть корреляцию характеристик современной прикладной этики и трансдисциплинарности, конституирующейся в постнеклассической науке. Показано, что трансдисциплинарные проекты с необходимостью включают морально-этическую компоненту, предполагают ответственный выбор. В свою очередь, решение проблем прикладной этики требует трансдисциплинарного взаимодействия различных видов знания и практического опыта. Признается необходимость исследований по трансдисциплинарности для развития методологии прикладной этики.
Ключевые слова: прикладная этика, социально-нравственные коллизии, институты прикладной этики, постнеклассическая наука, методология, трансдисциплинарность, ответственный моральный выбор.
РУБРИКА АКАДЕМИКА А.А.ГУСЕЙНОВА
Статья является обобщенным очерком этики науки как одной из областей прикладной этики. В ней показано, что расширение нравственного опыта, связанного с наукой как общественным институтом, и становление этики науки как особой области знания представляют собой двуединый процесс. Особое внимание уделено анализу базовых добродетелей ученого (запретам на фальсификацию и плагиат), являющихся одновременно условиями его добротности, а также этическим ограничением научной деятельности, диктуемым принципами гуманности и общественной безопасности.
Ключевые слова: этика, наука, фальсификация, плагиат, Нюрнбергский кодекс, Пагуошское движение, Р.Мертон.
МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА: ГУМАНИТАРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
Согомонов А.Ю. «Устойчивый университет» (образ будущего, актуальные проблемы и тренды)
В статье рассматриваются вопросы актуальной трансформации высшего образования и университетов в сторону устойчивого развития. Выстраивание «образов будущего» устойчивого университета основано на коренной перемене в смыслах и приоритетах, обновленной философии высшего образования, переформатирования его глобальных и локальных ролей. Образ будущего устойчивого образования, прежде всего, связан с расширением его метадидактического поля. Декада устойчивого образования (2004-2015 гг.), инициированная ООН, вовлекла в процесс экспериментирования и педагогического поиска тысячи образовательных учреждений, ориентированных на конструирование устойчивых моделей, в том числе и университетского образования. Обобщая этот опыт, исследователи фиксируют переориентацию образовательных приоритетов на кросс-культурные подходы, командное обучение, холистическую педагогику и прикладную этику как ценностный стержень грядущих перемен. И, несмотря на все сложности адаптации новой университетской доксы, тем не менее, можно с уверенностью говорить о торжестве в образовательном пространстве следующих динамических трендов: (а) кардинального обновления программ, (б) университетского институционального ретрофита, (в) генезиса модели глокального университета.
Ключевые слова: устойчивый университет, устойчивое развитие, университетский ретрофит, миссия и стратегия университетов, университетские программы и университетская ответственность, глокальный университет.
Богданова М.В. Этос университета: признак идентичности или артефакт культурной памяти?
В статье предпринимается попытка рассмотреть потенциал этоса университета как фактор его идентичности. Интенсивные структурные и организационные трансформации отечественного университета усиливают в его социокультурном поле ценностные конфликты, в которых обостряется рассогласование ценностей профессии Профессора (профессором здесь обозначается не только обладатель одноименного диплома, но в целом занятый научно-образовательной деятельностью профессионал) и ценностной направленности университетских преобразований. Выбор профессором ценностных ориентиров своей деятельности – либо вне, либо в границах ценностей этоса университета – определяет институциональное самоопределение университета.
Ключевые слова: этос университета, ситуация выбора, профессор, трансформации высшей школы.
Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н.Мотивации успеха студентов сегодня: ставка на внутренние ресурсы
В статье рассматривается пространство университета как поле приложения сил прикладной этики. Проведен анализ изменений характеристик этики успеха в современном обществе. Рассмотрены факторы влияния на ценностные установки молодого поколения и их отличия от более старших поколений. Представлены результаты исследования ценностей, мотивов успеха и их иерархии у студентов вузов г. Красноярска. Установлено наличие у студентов небольшого числа преобладающих мотиваций достижений успеха, связанных с внутренними ценностными установками, такими как дело по душе, удачное достижение желаемой цели, самореализация и удовлетворенность собой. Проводится детальный анализ обнаруженного приоритета внутренних личностных мотиваций успеха и соответствия его современным тенденциям модернизации российского социума и образования.
Ключевые слова: современное образование, модернизация, ценности и мотивации достижения успеха, внутренний и внешний успех, этические проблемы успеха, психология и социология успеха, глобальные вызовы.
ОЙКУМЕНА ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ
Казаков Ю.В.Набережная неисцелимых и время неисправимых. О скелетах в шкафах — и не наступающей моде
В статье анализируются предпосылки, начало (90-е годы XX в.) и современная ситуация профессионально-этической институционализации отечественной журналистики. Рассматриваются два типа журналистики с точки зрения миссии профессии: старый (советский) и молодое поколение журналистов 1990-х гг. Обращаясь к опыту проектной деятельности по культивированию профессионально-этических ориентиров профессии, автор показывает противоречие: с одной стороны, признание журналистами значимости профессионально-этических ориентиров, с другой – их прагматические установки в практической деятельности, не связанные с этикой профессии. Взвешивается потенциал документа «Медиаэтический стандарт Общественной коллегии по жалобам на прессу», определяющего основные стандарты журналистской профессии, на которые опирается Коллегия при рассмотрении жалоб.
Ключевые слова: прикладная этика, саморегулирование профессии, медиаэтический стандарт, профессионально-этическая институционализация, коллегия по жалобам на прессу.
Абилькенова В.А. Институты регулирования дуализма профессиональной и корпоративной этик в журналистике (анализ практического опыта)
В ситуации дуализма требований профессиональной этики журналиста и корпоративной этики организации, в которой он работает, журналист оказывается перед моральным выбором и необходимостью самоопределения к той или иной нормативно-ценностной подсистеме. Немаловажную роль в такой ситуации играют инструменты института саморегулирования, к которым может обратиться журналист.
Ключевые слова: саморегулирование, этический кодекс, дуализм, корпоративная этика, профессиональная этика журналиста, нормативно-ценностная подсистема.
Алексеева И.Ю. Нужен ли историку этический кодекс?
Поднимаемый российскими историками вопрос о целесообразности создания профессионального этического кодекса рассматривается в статье с учетом результатов исследований общих проблем прикладной и профессиональной этики. Уделено внимание «Стандартам профессионального поведения» («Statement on Standards of Professional Conduct (updated 2017)»), принятым Американской исторической ассоциацией. Вопрос о статусе этики историка в культуре рассматривается в контексте теории культурных систем В. Н. Ивановского.
Ключевые слова: профессиональная этика, этика историка, этический кодекс, теория культурных систем.
Беляева Е.В. Прикладная социология и прикладная этика: соотношение ценностей
Стремление к научной достоверности как этическая позиция в социологических исследованиях не препятствует их аксиологическому характеру. Исследования в социологии морали и в социологии труда не только исходят из определенных матриц нравственных ценностей, но имеют нравственные последствия. Прикладное социологическое исследование является и этико-прикладным.
Ключевые слова: прикладная этика, прикладная социология, ценности.
ИЗ ИСТОРИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ
Бакштановский В.И. В поиске идентичности этико-прикладного знания: у истоков инновационной парадигмы прикладной этики
Рассматривается опыт самоидентификации отечественной прикладной этики периода ее становления (начало 80-х годов ХХ в.) в его соотнесении с актуальной ситуацией. На первом плане – тема формирования идентичности этико-прикладного знания. И сегодня все еще не снят вопрос о природе прикладной этики, не получило своего продолжения исследование специфики взаимодействия фундаментального и прикладного аспектов в этическом знании, требует продолжения рефлексия парадигмального многообразия прикладной этики и т.д. Для характеристики миссии прикладной этики – в отличие от философской рефлексии новых проблем моральной практики – актуализируется идея особой функции этико-прикладного знания как своеобразной производительной силы в проектировании общественных процессов, нормативно-ценностных систем. С этой целью предпринята републикация фрагментов статьи 80-го года В.И. Бакштановского «Этико-прикладное знание: исследования, разработки и внедрение». Среди уроков первого опыта идентификации отечественной прикладной этики на этапе ее становления в качестве актуальных формулируются выводы о рисках поиска идентичности современного этапа прикладной этики между ее редукцией к параэтике и сверхзаботой об этической аутентичности.
Ключевые слова: прикладная этика, идентичность этико-прикладного знания, фундаментальное и прикладное знание в этике, этика как своеобразная производительная сила.