Журнал «Ведомости прикладной этики». 2018. Выпуск 51

Тема выпуска: «ЭТИКА ПРОФЕССИИ КАК ЦЕННОСТНЫЙ ОРИЕНТИР ПРОЕКТИРОВАНИЯ МИССИИ УНИВЕРСИТЕТА» (PDF)

СОДЕРЖАНИЕ

Теоретический поиск

Прокофьев А.В. Экономический вызов университету: этическая рефлексия

В статье предпринят анализ угроз, которые создает подчинение университетской жизни императиву экономической эффективности. Оно ведет к забвению непрагматических целей и ценностей университета (условно говоря, его «метафизики). Университет может перестать быть: а) школой критического мышления; б) сообществом исследователей, преданных идеалу расширения знания; в) пространством личностного роста и развития студентов. Автор делает вывод о том, что для противостояния негативным изменениям недостаточно превращения защиты «метафизики университета» в профессиональный долг его работников. Такая защита требует создания институциональных рамок, в которых профессионально-этичес­кие установки преподавателей и администраторов могли бы стать действенной силой. В заключительной части статьи обоснована гипотеза, что становление предпринимательского университета не только подчиняет университет экономике, но и создает новые ниши для «метафизики университета». При определенных условиях экономическая угроза может превратиться в расширение горизонта возможностей.

Ключевые слова: коммерциализация и корпоративизация университета, метафизика университета, критическое мышление, расширение знаний, индивидуальная самореализация, предпринимательский университет.

Скворцов А.А. Проект «опорного университета» и академическая этика

Статья посвящена анализу идеи «опорного университета» и её соответствия принципам академической этики. Утверждается, что проект «опорного университета» вытекает из логики реформ высшей школы и продолжает последовательность похожих проектов трансформации обычных вузов в «инновационные», «исследователь­ские», «оптимизированные» и т.д. Назначение обсуждаемого проекта – ориентировать работу вуза на потребности региона, для чего в первую очередь требуется остановить отток талантливых абитуриентов. Показано, что сама идея не противоречит принципам академической этики, а наоборот, актуализирует её важную составляющую – идею служения малой родине. Однако при внимательном рассмотрении её содержание не способствует ни достижению поставленных целей, ни принципу служения. Мотивация трудиться ради развития социо-культурной среды своего региона заменяется требованиям соответствовать формальным показателям, не имеющим прямого отношения к потребностям местной экономики, науки и образования.

Ключевые слова: этика, академическая этика, «опорный университет», наука, образование, реформа образования, сообщество, науко­метрия.

Апресян Р.Г. Неоднозначность ситуации. Двусмысленность положения

Этика профессии не заработает, не будучи выработанной по доброй воле и добровольно принятой. Но в отличие от индивидуальной моральной позиции, личной моральности, одной только доброй воли для действенности этики профессии недостаточно. Этика профессии коррелятивна не только профессии, но профессиональной ассоциации или организации, посредством которой профессия осуществляет себя. Это организация, например, университет, должна быть так устроена, чтобы у профессионала была возможность осуществить себя, причем осуществить себя как можно лучше, совершеннее. Академический и административный этос современного российского университета таков, что у преподавателя почти нет условий для полноценной профессиональной реализации. Его положение двусмысленно. Оно усугубляется неоднозначностью ситуации, в которой находится современный российский университет, фактически лишенный административной, хозяйственной и, главное, академической самостоятельности.

Ключевые слова: профессиональная этика, этика университета, опорный университет, академические свободы, личное достоинство, профессиональное предназначение.

 

Беляева Е.В. Миссия преподавателя в контексте миссии университета

Миссия преподавателя зависит от миссии университета определенного типа, она имеет педагогическую, исследовательскую и менеджерскую компоненты, каждая из которых обладает нравственным смыслом. Осуществление «третьей миссии» университета возможно только в случае последовательной реализации принципов этики менеджмента, одной из важнейших нравственных установок которого является доверие к компетентности и ценностям профессионалов, поддержка выполнения ими миссии профессии.

Ключевые слова: миссия университета, миссия преподавателя.

 

Сычев А.А. Профессиональная этика в условиях общего риска

В статье рассматриваются особенности развития профессиональной этики. Ее первообразами автор считает этики врача, рыцаря и монаха, сформировавшиеся в традиционном обществе и ориентированные на подвиг, самопожертвование, и святость. Собственно профессиональная этика рассмотрена на примере экономической, политической и научной этик эпохи Модерна, в которых нормы стали более конкретными, реалистичными, утилитарными. Требования – максимальные и перфекционистские изменились на умеренные, поступки стали определяться не абстрактным долгом, а конкретной ответственностью за свой участок работы. Большая часть действий, направленных на благо других, из разряда обязательных перешли в разряд желательных, а характерные для традиционной этики ориентация на выживание и принцип предосторожности сменились ориентацией на успех и готовностью идти на риск ради его достижения. Освенцим, Хиросима, Бхопал, Чернобыль продемонстрировали кризис ценностей Модерна и необходимость поиска новой этики для общества риска. Автор заключает, что одним из возможных вариантов преодоления глобального кризиса может быть возвращение к ключевым традиционным ценностям и актуализация принципа предосторожности. При этом выбор между максимумом и минимумом реакции в каждом конкретном случае зависит от научного, экономического и политического обоснования степени риска.

Ключевые слова: профессиональная этика, этика врача, традиционное общество, Модерн, духовный кризис, общество риска.

Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Университеты третьего поколения как реальность: новая миссия и проблемы ее становления

Возникновение университетов нового поколения анализируется авторами с позиции новой «Великой трансформации» мира, радикально изменяющей мир и приводящей к необходимости появления новой, третьей актуальной миссии университета – «служение обществу». Рассматривается комплекс этических после­дствий новой миссии для университетов, грозящей разрушением «метафизических» оснований университетского этоса, его основных традиционных задач по формированию профессионалов. «Этика сотрудничества» различных «локальных этик» – научной, препо­давательской, предпринимательской, служебной, управлен­ческой – определяется как необходимое условие формирования ценностей этики новых университетов.

Ключевые слова: миссия университета, профессионально-этическое регулирование, университет третьего поколения, ценности университетской этики, современное университетское образование, опорные российские университеты, предпринимательская деятель­ность университетов.

Рогожа М.М. К вопросу об идентичности университета (этический аспект)

В статье идентичность университета рассматривается через призму духовного настроя его интеллектуалов. Ценности академической свободы и профессионального служения показываются в исторических обстоятельствах своего возникновения в средневековом университете, становления в Гумбольдтовском университете. Современный этап развития университета, связанный с миссией общественного служения, демонстрирует актуализацию этих ставших уже вневременными ценностей в символическом капитале университетского интеллектуала и количественных индикаторов, фиксируемых университетскими рейтингами как инструментами измерения общественной значимости.

Ключевые слова: миссия университета, обучение, исследование, общественное служение, символический капитал, рейтинг университета.

 

Тульчинский Г.Л. Об этике профессии к миссии и проблематизации университета

Университеты испытывают в наши дни мощный вызов, который связан с рядом объективных процессов развития современной цивили­зации, прежде всего –  цифровизации. Эти процессы ставят под вопрос возможности трансляции профессиональной этики. Более того, универси­тетский этос становится неопределенным.

Ключевые слова: труд, университет, профессии, цифровизация, этика.

 

Рублика академика А.А.Гусейнова

Гусейнов А.А. Этика Троцкого, или о важнейшем моральном уроке Октябрьской революции и советского социального эксперимента

В статье рассматривается вопрос об оправданности насилия во благо. Показано, что если это невозможно применительно к таким высоким и несомненно гуманистическим целям, как цели Октябрьской революции, то это невозможно вообще. Основные аргументы, связанные с моральным оправданием насилия в революционной борьбе, анализируются на примере статьи Л.Д.Троцкого «Их мораль и наша».

Ключевые слова: мораль, насилие, цель и средства, Троцкий, политика, этика.

Миссия университета: гуманитарное консультирование стратегии развития

Согомонов А.Ю. «Устойчивый университет» (инновации, постуниверситет, этика)

В статье рассматриваются вопросы цивилизационной трансформации базовых основ высшего образования и институциональной модели университетов. Университет не столько отказывается от своей исконной миссии, сколько впервые за последние пару столетий принимает на себя новые миссии. Инновации и лидерство становятся для него более важными приоритетами, чем когда-либо ранее. Развитая модель «предпринимательского университета», сформулированная приблизительно четверть века назад, сегодня дополняется новыми смыслами и ориентирами. И будучи ориентированным на «поколение next», он сам институционально становится «generation next». Но поскольку новые стратегии выбираются сугубо индивидуально и в большой       зависимости от экосистемных обстоятельств, то можно говорить о медленном, но уверенном наступлении в высшем образовании новой постуниверситетской реальности.

Ключевые слова: инновации, лидерство, «поколение next», постуниверситет, постуниверситетская этика.

 

Бакштановский В.И., Богданова М.В. Ценности профессиональной этики в формировании идентичности опорного университета (аналитический обзор ректорских семинаров)

Аналитический обзор двух ректорских семинаров, проведенных в Тюменском индустриальном университете в 2017 г.,  представляет  опыт проек­тирования рефлексии  и обсуждения акту­альных вопросов жизни университета. Реконструированы предпринятые на семинарах концептуальная и эмпирическая проблемати­зации феномена профессио­на­ль­­ной этики. Во-первых, этики базо­вых профессий научно-образо­вате­льной деятельности, прежде всего этики профессора, в условиях трансформации университета. Во-вторых, опорного потенциала ценностей  этики инже­нера для поддержания  идентичности  Университета. Показан конструктивный потенциал такого рода рефлексии для развития коммуникации внутри университетского сообщества по актуальным  для трансформирующегося университета проблемам  его идентичности.

Ключевые слова: опорный университет, профессиональная этика, этика инженера, трансформация университета, ценностный конфликт, идентичность, рефлексия.