Ведомости прикладной этики. Выпуск 52
Тема выпуска: ОСВОЕНИЕ ОЙКУМЕНЫ ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ: эскалация амбиций или критика утопичности. PDF
Теоретический поиск
Апресян Р.Г. Этико-прикладное проектирование: условия реалистичности
Аннотация. Успешность этико-прикладного проектирования зависит не только от качества разработки и внедрения проекта, но и от условий организации, группы, в которых они реализуются. Этико-прикладные инициативы в университете (главным образом это этические кодексы) имеют мало шансов на успешную реализацию в силу ряда факторов: низкий уровень административной самостоятельности университетов, коммерциализация образования и снижение критериев оценки успеваемости студентов, стесненные условия работы и научного творчества преподавателей, отсутствие работающих профессиональных организаций преподавателей. Названные условия жизнедеятельности университета могут быть причиной кризиса профессиональной идентичности и личного достоинства преподавателя, что также не способствует успешности этико-прикладного проектирования в университете.
Ключевые слова: профессиональная этика, этико-прикладное проектирование; этика университета, академические свободы, личное достоинство, профессиональное предназначение.
Для цитирования: Апресян Р.Г. Этико-прикладное проектирование: условия реалистичности // Ведомости прикладной этики. 2018. Выпуск 52. С. 9 — 18.
Апресян Рубен Грантович — доктор философских наук, профессор, заведующий сектором этики Института философии РАН; ведущий научный сотрудник НИИ прикладной этики Тюменского индустриального университета; электронная почта: apressyan@mail.ru
Прокофьев А.В. Институционализация этики профессий и организаций: пределы возможного
Аннотация. В статье подвергнут анализу вопрос о соотношении позитивных и негативных последствий проектной деятельности по институционализации этики профессий и организаций. Среди предполагаемых позитивных последствий этой деятельности – повышение трудовой добросовестности и профессиональной ответственности работников организации, этизация ее отношений с внешними заинтересованными сторонами, формирование благоприятного публичного имиджа организации. Негативными последствиями могут оказаться: создание «дымовой завесы», прикрывающей морально сомнительные практики, манипулирование нравственными чувствами работников и широкой публики для достижения прагматических целей руководства, увеличение бюрократического контроля над поведением индивидов, ограничение их индивидуальной свободы, прямое подавление неугодных. Преобладание негативных последствий влечет за собой и такой дополнительный результат, как дискредитация самой идеи этического саморегулирования в профессиональной и организационной среде. Автор статьи показывает, что в истории западной прикладной этики тезис о преобладании позитивных последствий, а значит, об эффективности этических кодексов и системы их реализации, длительное время выступал в качестве аксиоматического. Однако с 1990-х гг. вопрос об эффективности корпоративных и профессиональных кодексов превратился в остро дискуссионный. На настоящий момент в исследовательской литературе преобладает оптимистический ответ на него. Но оптимизм теоретиков является очень сдержанным, поскольку эффективность этических кодексов обусловлена большим количеством факторов, которые не находятся под контролем организаторов процесса кодификации. Автор иллюстрирует это положение, отталкиваясь от опыта двух попыток кодификации университетской этики в США и России.
Ключевые слова: этика организаций, этика профессий, этическая кодификация, эффективность кодексов этики, университетская этика.
Для цитирования: Прокофьев А.В. Институционализация этики профессий и организаций: пределы возможного // Ведомости прикладной этики. 2018. Выпуск 52. С. 19 — 36.
Прокофьев Андрей Вячеславович, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора этики Института философии РАН; ведущий научный сотрудник НИИ прикладной этики Тюменского индустриального университета; электронная почта: avprok2006@mail.ru
Скворцов А.А. «Утопия» академической этики и «антиутопия» университета
Аннотация. Статья посвящена обсуждению ценностной трансформации академической этики. Автор показывает, что классическая университетская этика, сформировавшаяся ещё до эпохи активных реформ высшей школы, исходила из миссии поддержания в обществе высокого интеллектуального и культурного уровня. Это ценностное основание называется автором «утопией», поскольку миссия университета не смогла спасти его от разрушительной волны коммерциализации, во многом изменившей мотивацию сотрудников и восприятие высшей школы в обществе. Новый ценностный горизонт потребовал от рядовых работников насильственной смены идеи служения на стремление к получению прибыли. Автор называет новую ценностную парадигму «антиутопией», поскольку ещё 15 лет назад трудно было представить, чтобы высшая школа стала превращаться в коммерческое предприятие. Этот процесс, названный в статье «трансгрессией», привёл к существенному искажению главных направлений деятельности университета: педагогической, исследовательской и культурно-просветительской работы. Автор полагает, что данное обстоятельство ведёт к потере работниками университета своей профессиональной идентичности, аутентичная же университетская этика в наши дни остаётся делом лишь личного выбора сотрудника.
Ключевые слова: этика, академическая этика, университетская этика, наука, образование, реформа образования, утопия, антиутопия.
Для цитирования: Скворцов А.А. «Утопия» академической этики и «антиутопия» университета // Ведомости прикладной этики. 2018. Выпуск 52. С.37 — 46.
Скворцов Алексей Алексеевич, кандидат философских наук, доцент, кафедра этики философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; электронная почта: lambis@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются особенности становления и развития экотопии как системы представлений, ценностей и практик, способных в будущем обеспечить гармоничное сосуществование человека и природы. Рассматриваются экологические идеи в классических утопиях Нового времени, выделяются максималистские (Т. Мор, В.Ф. Одоевский, В.И. Вернадский) и минималистские (Г.Д. Торо, У. Моррис, П.А. Кропоткин) экотопии, предопределяющие основные дилеммы современной экологической этики. На примере работ О. Хаксли, Э. Калленбаха и др. проанализированы современные экотопии и показаны их отличия от классических: процессуальность, неидеальность, прикладная ориентированность, реализуемость. Показано, что реализация экотопий требует изменений в моральном сознании и предполагает добровольное принятие экологических ценностей и норм, подчиненных императиву выживания. При этом движение к экотопии является не только желательным, но жизненно необходимым для сохранения человечества.
Ключевые слова: этика, экология, утопия, экотопия, практопия, ценности, выживание.
Для цитирования: Сычев А.А. Экотопия и мораль // Ведомости прикладной этики. 2018. Выпуск 52. С.47 — 62
Сычев Андрей Анатольевич, доктор философских наук, профессор. кафедра философии, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева; электронная почта: sychevaa@mail.ru
Москвич Ю.Н., Е.Н.Викторук Е.Н. Цели и задачи прикладной этики в турбулентном мире
Аннотация. Проводится анализ реалистичности притязаний прикладной этики в проектной парадигме по формированию новых социальных практик. Рассматривается эволюция прикладной этики в условиях «социальной турбулентности» в новом быстро меняющемся глобальном мире, требующей новых этических норм и правил, направленных на преодоление негативных последствий возможных будущих потрясений. Приведены примеры углубления представлений о моральном субъекте в междисциплинарных исследованиях в условиях смены этической парадигмы.
Ключевые слова: моральная кодификация, прикладная этика, этические кодексы, моральный субъект, социальная турбулентность, новая промышленная революция.
Для цитирования: Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Цели и задачи прикладной этики в турбулентном мире // Ведомости прикладной этики. 2018. Выпуск 52. С. 63 — 73
Москвич Юрий Николаевич,кандидат физико-математических наук, профессор, заместитель проректора по науке и международной деятельности ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева»; электронная почта: yumoskvich@mail.ru
Викторук Елена Николаевна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и религиоведения ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева»; электронная почта: eviktoruk@yandex.ru
Беляева Е.В. Цифровое общество и возможности его этического регулирования
Аннотация. Электронно-цифровое опосредование любых социальных отношений оказывается источником новых ситуаций морального выбора, требующих поддержки со стороны этики. Прикладная этика цифрового мира, во-первых, должна опираться на функционирование действенных социальных институтов. Во-вторых, она должна быть междисциплинарной, соединяющей биоэтику, инженерную этику, этику бизнеса и политическую этику в единый комплекс. В-третьих, возможности этического регулирования цифрового общества связаны с концепцией прав человека, которая должна быть переосмыслена, исходя из нового понимания природы человека в таком обществе.
Ключевые слова: цифровое общество, права человека, конфиденциальность, достоинство человека, справедливость.
Для цитирования: Беляева Е.В. Цифровое общество и возможности его этического регулирования // Ведомости прикладной этики. 2018. Выпуск 52. С. 74 — 82
Беляева Елена Валерьевна, кандидат философских наук, доцент , Белорусский государственный университет; электронная почта: bksisa@rambler.ru
Рогожа М.М. О (не)реалистичности этико-прикладных проектов
Аннотация. В статье очерчиваются особенности прикладной этики, определенные в этическом дискурсе на постсоветском пространстве (приложение/конструирование этического знания для решения практических вопросов этического характера, адекватность этических ответов на запросы общественности). Особое внимание уделяется фактору общественности и его значению для развития этико-прикладных проектов. Отмечается, что в обществе с пассивной общественностью разработка этико-прикладных проектов осуществляется достаточно проблемно, и прикладная этика в большей степени выступает в качестве теории, чем ресурсом этических технологий в общественных практиках.
Ключевые слова: прикладные этики, этико-прикладной проект, общественность, запрос на этику.
Для цитирования: Рогожа М.М. О (не)реалистичности этико-прикладных проектов // Ведомости прикладной этики. 2018. Выпуск 52. С. 83 — 89
Рогожа Мария Михайловна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры этики, эстетики и культурологии Киевского национального университета им. Тараса Шевченко (Украина); электронная почта: mrogozha@ukr.net
Тульчинский Г.Л. Чему может учить прикладная этика: попытка систематизации контента
Аннотация. Дигитализация труда проблематизирует прикладную этику. Возникает задача систематизации содержания прикладной этики в соответствии с организацией существующих этосов. Представлены три уровня организации содержания прикладной этики: национальный, профессиональный, корпоративно-стилевой этосы. Главной задачей преподавания прикладной этики становится формирование и взаимодействие этих этосов.
Ключевые слова: деловые культуры, прикладная этика, профессии, университет, этос.
Для цитирования: Тульчинский Г.Л. Чему может учить прикладная этика: попытка систематизации контента // Ведомости прикладной этики. 2018. Выпуск 52. С. 90 — 97
Тульчинский Григорий Львович, доктор философских наук, профессор; кафедра междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» – Санкт-Петербург, департамент прикладной политологии, заслуженный деятель науки РФ; электронная почта: gtul@mail.ru
Перов В.Ю., Китаев Д.Г. Проблемы трансформации университетской этики
Аннотация. В статье исследуются особенности университетской этики в контексте трансформации современного высшего образования. В ходе исследования выявлено, что существующие в большинстве российских университетов «этические кодексы» носят формальный характер и остаются практически невостребованными (своеобразным исключением является СПбГУ). Проведен анализ ключевых моментов трансформации этических принципов «классического университета». Показано, что в результате формирования для университетов коммерческого «социального заказа» и внедрения информационных технологий в образование, положение преподавателя в структуре университета кардинально меняется. Преподаватель оказывается в положении социального отчуждения, которое было описано К.Марксом. В качестве главной этической проблемы зафиксирована потребность в изменении университетской этики и формировании этики университетского преподавателя, которая учитывает изменившиеся социальные требования.
Ключевые слова: классический университет, университетская этика, этический кодекс, автономия, отчуждение, трансформация высшего образования, университетская этика преподавателя.
Для цитирования: Перов В.Ю., Китаев Д.Г. Проблемы трансформации университетской этики // Ведомости прикладной этики. 2018. Выпуск 52. С 98 — 110
Перов Вадим Юрьевич, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой этики Института философии, Санкт-Петербургский государственный университет; электронная почта: vadimperov@gmail.com
Китаев Дмитрий Геннадьевич, магистрант направления «Прикладная этика», Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет; электронная почта: kitaev.career@gmail.com
Рубрика академика А.А.Гусейнова
Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности по Конфуцию
Аннотация. В статье рассматривается опыт теоретического и нормативного осмысления «золотого правила» в учении Конфуция. Данное правило интерпретируется как один из древних и типичных ответов на вопрос: «Что я должен делать?», обозначающий предметную область этики. Основной упор сделан на анализ того, как «золотое правило» связано с ритуалом и в какой мере его можно считать правилом взаимности. Автор связывает его с идеей автономии личности.
Ключевые слова: Конфуций, «золотое правило», снисхождение, взаимность, ритуал, добродетель, Кант.
Для цитирования: Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности по Конфуцию // Ведомости прикладной этики. 2018. Выпуск 52. С. 111 — 118
Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович, доктор философских наук, профессор, академик РАН, Институт философии РАН; электронная почта: guseinov@iph.ras.ru
Миссия университета:
гуманитарное консультирование стратегии развития
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы цивилизационной трансформации базовых основ высшего образования и институциональной модели университетов. Весь мир постепенно переходит на рельсы устойчивого развития, и поэтому на повестке дня – грандиозная для всего человечества задача реформы высшего образования во имя устойчивого развития. Однако вопреки расхожему мнению, что это образование должно быть организовано точными науками и вокруг технико-ориентированного знания, опыт первой сотни мировых университетов, выбравших стратегию высшего образования во имя устойчивости и последовательно ее реализующих, показывает, что связующими дисциплинами, напротив, становятся философия и особенно этика. «Истории устойчивости», как дискурсивные нарративы и образовательные продукты, выстраиваются в логике этико-прикладных кейсов. Формализация же этих кейсов и их дальнейшая дидактическая рационализация представляют собой главную составляющую образовательных стратегий устойчивого университета.
Ключевые слова: устойчивое развитие, этика устойчивого развития, устойчивый университет, лидерство, прикладная этика.
Для цитирования: Согомонов А.Ю. «Устойчивый университет» (академическая наука, высшее образование и прикладная этика) // Ведомости прикладной этики. 2018. Выпуск 52. С. 119 — 133
Согомонов Александр Юрьевич, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, ведущий научный сотрудник НИИ прикладной этики Тюменского индустриального университета; электронная почта: sogi@mail.ru
Бакштановский В.И., Богданова М.В. Инженер = высокая профессия. Утопия или реальность?
Аннотация. Представлен опыт проектирования гипотезы «Инженер = высокая профессия: утопия или реальность?» и ее коллективной рефлексии профессорами и администраторами технического университета. Реконструирована предпринятая в формате ректорского семинара попытка идентификации профессии инженера как высокой профессии. (Высокие профессии выделяются по доминированию в них установки на служение в профессии.) Обращение к категории «высокая профессия» как ценностному ориентиру в подготовке инженеров проблематизировало в процессе дискуссии задачу понимания образа современного инженера. Одна из обнаружившихся линий ценностного напряжения: современный инженер как, преимущественно, исполнитель профессионального стандарта, действующий по заранее заданным схемам, и – одновременно – как инновационно мыслящий профессионал.
Ключевые слова: профессиональная этика, этика инженера, образ современного инженера, высокая профессия, моральные дилеммы, идентичность, опорный университет
Для цитирования: Бакштановский В.И., Богданова М.В. Инженер = высокая профессия. Утопия или реальность? // Ведомости прикладной этики. 2018. Выпуск 52. С. 134 — 153
Бакштановский Владимир Иосифович, доктор философских наук, профессор, директор НИИ прикладной этики Тюменского индустриального университета; электронная почта: priclet@tsogu.ru
Богданова Марина Владимировна, доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник НИИ прикладной этики Тюменского индустриального университета; электронная почта: etika2@tsogu.ru
Публикации, изданные НИИ прикладной этики (2010 — 2018)