Журнал «Ведомости прикладной этики». 2016. Выпуск 49

Тема выпуска: «УСПЕШНЫЙ ПРОФЕССОР» VS «ЧЕСТНЫЙ ПРОФЕССОР» (PDF)

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОИСК

Этика успеха

Прокофьев А.В. Об обязанностях профессоров (нормативный контекст дискуссии о профессиональной успешности профессора)

В статье подвергнуты анализу этические обязанности профессора университета. В качестве основы для выявления их системы использовано следующее представление о назначении университета и роли профессора в нем. Университет есть институциона­лизированное межпоколенческое сообщество ученых, вовлеченных в процесс открытия и распространения знания. Профессор является таким преподавателем, который полноценно занимается тремя вида­ми деятельности: обучением студентов, исследованием, академичес­ким служением, а также выполняет функцию академического лидера. Обязанности профессора сгруппированы по следующим рубрикам: «Чему учить?», «Как учить?», «Как оценивать?», «Как исследовать?», «Как поддерживать свой университет и быть активным гражданином академического сообщества?». В заключении к статье прослежены пути воздействия корпоративизации университета на исполнение профессорами их обязанностей.

Ключевые слова: профессиональная этика, академическая этика, академическая честность, обязанности университетских профессоров, академическая свобода, корпоративизация университетов.

 

Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Как трудно быть профессором эпохи перемен. Конкуренция этических стратегий успеха.

В статье обсуждается дилемма профессиональной «успешности / честности» в условиях становления «постакадеми­чес­кого» этоса. Сделана попытка приложения типологии организа­цион­ной культуры к анализу ценностей этоса трансформирующихся университетов. Выделены и рассмотрены ценности успешного профессора как представителя инновационных команд.

Ключевые слова: современный университет, предпринимательский университет, этика университета, академический этос, постакадеми­ческий этос, научно-образовательный этос, этика успеха, лидер­ство, организационная культура.

 

Тульчинский Г.Л. Честный профессор и/или сервильный этос.

Решение альтернативы «честность-успешность» есть результат морального выбора каждого члена академического сообщества. Социальная оценка такого выбора зависит от конкретной конфигурации этосов в данном социуме.

Ключевые слова: выбор, профессор, успех, честность, этос.

 

Апресян Р.Г. Добросовестность и успех

В понятии «успеха» отражается характеристика действия с точки зрения соответствия результата намерению; в этом смысле успех – оценочное понятие, его содержание обусловлено в каждом конкретном случае содержанием цели, планами и ожиданиями деятеля, а также заинтересованных лиц и сторонних наблюдателей. Добросовестность тоже оценочное понятие: оно характеризует действия с точки зрения его соответствия моральным принципам, состав которых может варьироваться сообразно с видами деятельности. В зависимости от понимания целей и побудительных ценностей образовательной, научной деятельности успех может коррелировать с добросовестностью или противоречить ей. В статье проводится обозрение основных факторов недобросовестности в академической деятельности в современных российских условиях и отстаивается мысль, что не столько всесилие бездумной бюрократии от науки, сколько неразвитость социально и профессионально ответственного академического сообщества является одной из предпосылок сохранения в академической среде этически первертированных пре­дставлений об успехе.

Ключевые слова: добросовестность, успех, академический этос, академическая этика, факторы недобросовестности, этические перверсии.

 

Скворцов А.А. Академическая честность против коммерческого успеха и критериев «эффективности»

Статья посвящена обсуждению возможности совмещения двух ценностных систем: этики индивидуального успеха учёного и этики делового успеха в университетской корпорации. Показано, что такое совмещение возможно лишь в идеальном случае, когда и учёный, и его корпорация имеют устойчивое положение и занимаются только наукой и образованием. Однако в условиях разрушительных реформ и постоянного недофинансирования академического сообщества искомое совмещение становится невозможным. Учёный часто вынужден прибегать к нелегальным способам заработка, чтобы иметь возможность заниматься настоящей наукой. Вместе с тем, успех корпорации в современных российских условиях определяется «критериями эффективности», которые очень далеки от целей настоящей науки, зато близки целям коммерческой организации. Следование этим критериям противоречит целям истинного успеха учёного, понятого как высокая востребованность в профессиональном сообществе, а также противоречит соображениям академической честности.

Ключевые слова: этика, академическая этика, успех, честность, наука, образование, критерии эффективности, сообщество, коммерциализация.

 

Сычев А.А. Успех и аномия в научной деятельности

В статье ставится вопрос о соотношения успеха и аномии. Автор анализирует взгляды Э. Дюркгейма и Р. Мертона на эту проблему и рассматривает ее особенности применительно к научной деятельности. Отмечается, что особый интерес для теории аномии представляет научная деятельность, изначально ориентированная на успех, не имеющий строго определенных пределов. Для противостояния аномичным проявлениям в науке была создана система норм, регламентирующих поведение ученого. На рубеже ХХ – ХХI веков в академической деятельности складываются новые представления об успехе, а также изменяется соотношение целей и средств их достижения, что ведет к актуализации проблемы аномии в науке. Основной вклад в этот процесс вносит складывающаяся сис­тема рейтингования ученых и коммерциализация науки. Кроме то­го целям, поставленным перед учеными, не всегда соответствуют средства, которые даются в их распоряжение. Как правило, это приводит к массовым проявлениям инновационного или ритуалистского типов адаптации. Автор предполагает, что дальнейшие этические и социологические исследования в этой области должны показать, какие именно процессы являются источником этого беспрецедентного усиления аномии и какая система моральных норм может ей противодействовать.

Ключевые слова: успех, аномия, девиация, научная деятельность, Э. Дюркгейм, Р. Мертон.

 

Рогожа М.М. Академическая честность как этическая проблема

В статье рассматривается понятие академической честности и модусы актуализации академической честности как этической ценности в современном университете. Академическая честность показана как принцип этики добродетели, а конкретные примеры из университетской жизни дают возможность увидеть ее действенность в такой системе координат. Ведущая роль данного принципа в современной академической сфере показана в контексте актуализации третьей (после обучения и научного исследования) миссии университета – общественного служения – и произошедшей в ходе ее установления массовизации высшего образования.

Ключевые слова: академическая честность, университет, этика добродетели, добродетель, ценности студента.

 

Бакштановский В.И. Этика успеха:идея → доктрина → исследовательская концепция
(предыстория проекта «Возвращение этики успеха»)

Опыт реализации первых двух этапов проекта «Возвращение этики успеха?», представленных в 48-49-м выпусках «Ведомостей прикладной этики», подтверждает необходимость актуализации в исследовательском поле инициированной четверть века назад отечественной концепции этики успеха. Побуждает к анализу некоторых аргументов прямой или косвенной критики этой концепции. Акцентирует задачу практико-ориентированного освоения этикой успеха профессионально-этической сферы ойкумены прикладной этики. Все это требует рефлексии предыстории проекта. Предыстория проекта представлена в статье как путь этики успеха от идеи к амбициозной доктрине и – затем – к этико-прикладной концепции. Каждый из этапов этого пути представлен характеристикой соответствующих практико-ориентирован­ных проектов освоения этикой успеха ойкумены прикладной этики.

Ключевые слова: этика успеха, прикладная этика, доктрина, концепция, профессиональный успех.

 

РУБЛИКА АКАДЕМИКА А.А.ГУСЕЙНОВА

Гусейнов А.А. О человечестве и человечности

В условиях глобализации вопрос о том, что такое человечество, трансформируется в вопрос «как возможно человечество». В статье показано, что непреодолимым препя­тст­вием на пути социокультурного единения человечества являются национальные государства как инстанции легити­много насилия и цивилизационно обусловленные различия культур, каждая из которых претендует на абсолютность. Выдвигается гипотеза, согласно которой человечество может обрести реальность только в качестве человечности. Речь идет об изменении (возвышении) природы человека, закреплении родовой сущности человека в каждом человеческом индивиде. Такое изменение возможно в рамках логики негативной этики через внедрение абсолютных запретов, прежде всего запрета на убийство (насилие), подобно тому, как некогда были закреплены запреты на каннибализм и инцест.

Ключевые слова: человечество, человечность, глобализа­ция, национальное государство, негативная этика, насилие, ненасилие.

 

МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА: ГУМАНИТАРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

Согомонов А.Ю. «Устойчивый университет» (миссия, смыслы, программы, кейсы)

В статье рассматриваются вопросы актуальной трансформации высшего образования и университетов в сторону устойчивого развития. Эта трансфор­мация, которую в специальной литературе нередко называют «повторным открытием университета», приводит к коренному переформулированию миссии и стратегии уни­верситетов, их программ, научных исследований и дидактики. Это не смена вывесок, а глубинная ценностная реформа, отражающая свободный выбор каждого университета в пользу его обновленной моде­ли и высшего образования. Опора на новое понимание ответственности университета приводит также к кардинальным переменам в менеджменте и обустройстве внутриунивер­ситетского прос­транства. Рассмотренный кейс (университет Ка’Фоскари, Вене­ция) наглядно демонстрирует, как глубинным образом переформатированный этический кодекс университета повлек за собой долгую це­почку институциональных и содержательных трансформаций.

Ключевые слова: устойчивый университет, устойчивое развитие, референтный университет, миссия и стратегия университетов, университетские программы и университетская ответственность.

Богданова М.В. Успех профессора в организации и в профессии.

Предложенная редакторами журнала «Ведомости прикладной этики» дилемма «»успешный профессор» versus «честный профессор»?» проблематизирует различные подходы к ценности знания в университете и обусловленные ими стратегии успешности профессора. Рассматриваемая дилемма предполагает выбор между двумя ориентациями: на успех в организации и на профессиональный успех. Основное отличие таких страте­гий лежит в сфере ценностных ориентаций деятельности. В статье предпринимается попытка социологической конкретизации содержания понятия «успешный профессор» в условиях трансформирующегося университета. Выделяются факторы, влияющие на трансформацию роли ценности знания в практике научно-образовательной деятельности университета.

Ключевые слова: успешный профессор, честный профессор, успех в организации, успех в профессии, трансформирующийся университет, знание.

 

ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ

Грачев С.И. «Успех — это, прежде всего, признание в сообществе специалистов».

Профессор С.И.Грачев рассказывает о своем про­фессиональном пути в университете: как исследователя, преподавателя, администратора. Делится своим опытом работы с аспирантами. Обсуждает задачи, стоящие перед заведующим кафедрой в условиях трансформации высшего образования.

Ключевые слова: университет, профессия, успех.

 

ОЙКУМЕНА ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ

Абилькенова В.А. Успех в журналистике: новый шанс от новых медиа

Кризис этической идентификации такой професси­ональ­ной ценности как успех в журналистике в последние годы часто связывают с появлением новых медиа. Первоначальные прогнозы о том, что цифровая эпоха вытеснит профессионалов и их ценности, сегодня сменились разговорами о новых возможностях, которые позволяют направить новшества на благо профессии.       В новых медиа этическая природа профессии по-прежнему остается востребованной, являясь основой развития.

Ключевые слова: профессиональная этика журналиста, новые медиа, сетевая журналистика, профессиональный успех.

 

ИЗ ИСТОРИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ

«Утро после выпуска»: опыт игрового моделирования моральных ситуаций педагогического успеха