Журнал «Ведомости прикладной этики». Выпуск 56

Ведомости прикладной этики. Выпуск 56.

Тема: «Профессор в трансформируемом университете: «вне-алиби-бытие» (pdf)

Предисловие редактора

Теоретический поиск

Скворцов А.А. О вине и ответственности профессора.

Аннотация. Статья посвящена обсуждению вопроса об ответственности рядовых сотрудников университета за трансформации, происходящие с высшим образованием в последнее время. Автор утверждает, что сотрудники университета оказались в поле действия двух видов ответственности: моральной, принимаемой добровольно, и административной, навязанной извне. Первая – следствие осознания своего статуса как носителя высокой культуры, ответственного за интеллектуальное развитие общества. Вторая, напротив – стремится уничтожить идентичность профессора и превратить в безличного исполнителя приказов, то есть исключить требования первой. Система обязательств, навязываемых административной ответственностью, нередко выглядит абсурдной, а её обращения к сотруднику все чаще содержат в себе угрозу. В этой ситуации нельзя возлагать ответственность на рядового профессора за сохранение идентичности университета, поскольку он становится жертвой серьезных ситуационных факторов, противостоять которым индивидуально у него нет возможности. Тем не менее справедливо возлагать на профессора моральную ответственность за судьбу его научного направления, передачу знаний молодому поколению и за развитие интеллектуальной культуры.

Ключевые слова: этика, академическая этика, вина, ответственность, образование, наука, ценности.

Для цитирования: Скворцов А.А. О вине и ответственности профессора//Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 56. С. 10-19.

Скворцов Алексей Алексеевич, к.ф.н., доцент кафедры этики философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;  электронная почта:lambis@mail.ru

 

Апресян Р.Г. Идентичность университета: удерживать или менять?

Аннотация. Современный российский университет оказался в стремнине разнородных трансформационных процессов. С одной стороны – вызовы эпохи, обусловленные глубокими структурными и функциональными переменами в обществе (глобализация информационных процессов, технологический прорыв в коммуникациях, развитие экономики знаний). С другой – на протяжении не одного десятка лет он подвергается перманентному реформированию. Направленные на то, чтобы вписать российский университет в ключевые тенденции развития высшего образования в современном мире, реформы образования фундаментально недофинансированы, не обеспечены интеллектуально и организационно. Нерешаемость поставленных задач при заданных объективных условиях ведет к углублению обособления между разными группами внутриуниверситетского сообщества, в первую очередь – профессорско-преподавательским составом и администрацией, что становится предпосылкой появления разных групп интересов и, соответственно, дифференциации субъектов идентичности университета. Идентичность как одной, так и другой группы содержит разные векторы, связанные со статусом университета и его перспективами. Таким образом, идентичность университета представляет собой многоаспектный феномен, некоторые элементы которого в ходе трансформаций заслуживают удержания, а некоторые – нуждаются в перемене. Чтобы встать вровень с вызовами времени, университет должен решиться на комплексную реидентификацию.

Ключевые слова: идентичность университета, технологическая революция, экономика знаний, реформа образования, отчуждение во внутриуниверситетском сообществе.

Для цитирования:  Апресян Р.Г. Идентичность университета: удерживать или менять?//Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 56. С. 20-29.

Апресян Рубен Грантович, д.ф.н., проф., главный научный со­трудник, руководитель сектора этики Института философии РАН; ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: apressyan@mail.ru

 

Сычев А.А. Свобода, зависимость и ответственность в пространстве университета.

Аннотация. В статье рассматривается проблема свободы, зависимости и ответственности преподавателя университета. Показывается, что успешное функционирование университета требует мер позитивного характера (вложения ресурсов и выстраивания соответствующей инфраструктуры), сопряженных с мерами негативного характера (ограничение вмешательства государства, церкви, администрации в процесс преподавательской и исследовательской деятельности). Поддержка свободы фундаментальных исследований и преподавания – это не обеспечение потребностей сегодняшнего дня, а вложение в экономическое и социальное развитие страны, многие из которых окупятся в отдаленном будущем. Автор полагает, что если государство и бизнес не способны или не желают поддерживать университеты, от них следует ожидать, по меньшей мере, невмешательства в творческий поиск и преподавательскую деятельность. Несмотря на это, история университетского образования изобилует многочисленными попытками ограничения автономии университетов и сворачивания академических свобод, в результате которых университет из пространства воспроизводства свободы становится институтом ее властного подавления. Среди технологий, обеспечивающих дисциплинирование преподавателей – тотальный контроль над высказываниями и действиями, формализация и обессмысливание деятельности, лишение возможности долгосрочного планирования своей жизни и карьеры. В науке и образовании, фундаментом которых является творчество, такая ситуация негативно действует как на качество работы, так и на самоощущение преподавателя. Результатом психологического давления является утрата уверенности человека в то, что его действия способны что-то изменить, которая служит оправданием для признания своего «алиби в бытии». Выходом из этого пассивного состояния является принятие им на себя персональной ответственности за свою деятельность и условий ее возможности. На преподавателей университета в этой ситуации возлагается ответственность за сохранение академической свободы и автономии как необходимых условий существования университета.

Ключевые слова: университет, свобода, автономия, творчество, зависимость, контроль, подчинение, алиби в бытии, ответственность.

Для цитирования: Сычев А.А. Свобода, зависимость и ответственность в пространстве университета.//Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 56. С. 30-41.

Сычев Андрей Анатольевич, д.ф.н., проф., профессор кафедры философии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева; электронная почта: sychevaa@mail.ru

 

Прокофьев А.В. О некоторых аспектах этики журнального рецензирования.

Аннотация. В статье подвергнуты анализу некоторые аспекты этики рецензирования рукописей в академических журналах. Так как журнальный публикационный процесс превратился в последние десятилетия в важней­шее из средств формирования научной повестки дня и, одновременно, в важнейший инструмент оценки результативности научного труда, его соответствие этическим стандартам является непременным условием процве­тания академического сообщества. Ни университеты, ни научные орга­низации не смогут эффективно выполнять свою миссию, если отбор дос­тойных публикаций научных работ будет осуществляться на основе проце­дур и критериев, не способствующих производству знания. Рецензирование рукописей компетентными исследователями считается такой процедурой, которая ему способствует. В этой связи автор статьи обращается к проблеме мотивации рецензентов. Он ставит под вопрос гипотезу Дж.Оверолла о том, что такой мотивацией может быть либо чистый альтруизм, либо прагма­тическая экономическая рациональность, и что преобладание второй мотивации делает неизбежным перевод рецензирования на возмездную основу. Автор считает преобладающими и при этом оптимальными мотивами рецензентов отличающиеся как от чистого альтруизма, так и от карьерного прагматизма мотивы академического служения и академического гражданства (третьей части академической этики, наряду с преподаванием и исследо­ванием). Не сомневаясь в необходимости вознаграждения труда ре­цензентов, он считает, что этическая основа этой деятельности должна пре­обладать над экономико-правовой. Вторым аспектом рецензирования в ака­демических журналах, затронутым в статье, является вопрос о преимущест­вах и недостатках анонимного и открытого рецензирования. Дискуссия об этих процедурах, развернувшаяся на страницах «Журнала академической этики» в 2003–2008 гг., хорошо высвечивает общие нормативные основания публикационного процесса. Автор статьи присоединяется к мнению Дж.А.Ко­рлетта о том, что эти нормативные основания предопределяют выбор в по­льзу анонимного рецензирования, однако аргументы критиков анонимности требуют установления особого режима деятельности рецензентов и редакторов. Завершает статью анализ двух документов, конкретизирующих и операционализирующих этику журнальных рецензентов: «Этические рекомендации для рецензентов» Комитета по публикационной этике (2013) и «Белая книга по поддержанию добросовестности в публикациях в научных журналах» Совета научных редакторов (2018).

Ключевые слова: мораль, профессиональная этика, академическая этика, академическое служение, академическое гражданство, этика научных публикаций, этика рецензирования.

Для цитирования: Прокофьев А.В. О некоторых аспектах этики журнального рецензирования//Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 56. С. 42-65.

Прокофьев Андрей Вячеславович, д.ф.н., проф., ведущий науч­ный сотрудник сектора этики Института философии РАН; ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: avprok2006@mail.ru

 

Тульчинский Г.Л. Не-алиби на лопате цифровизации.

Аннотация. Статья содержит попытку обобщения этических факторов форсированного перехода высшего образования в цифровой формат. Главное внимание уделено самоопределению профессионального сообщества преподавателей высшей школы. Как представляется, главные усилия такого самоопределения могут быть направлены на институционализацию гуманитарной экспертизы. Форсированная цифровизация при отсутствии такой экспертизы ставит под удар интересы как студентов, так и преподавателей. Если за рубежом такие тенденции уже проявляются, то в России профессура пребывает в исключительно претерпевающем состоянии.

Ключевые слова: гуманитарная экспертиза, ответственность, профессура, университет, цифровизация, этика.

Для цитирования: Тульчинский Г.Л. Не-алиби на лопате цифровизации//Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 56. С. 66-70.

Тульчинский Григорий Львович, д.ф.н., проф., профессор Санкт-Петербургского государственного университета, кафедра междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук; профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» – Санкт-Петербург, департамент прикладной политологии; заслуженный деятель науки РФ; электронная почта: gtul@mail.ru

Согомонов А.Ю. Этическая повестка «цифрового общества».

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы моральной трансформации современного «цифрового общества». То, что сегодня происходит в нравственной сфере, в значительной степени актуализировано быстрым и повсеместным распространением цифровых технологий на все стороны жизнедеятельности человека. Пандемия же послужила дополнительным триггером к тотальной цифровизации. Однако этическая рефлексия этой социальной акселерации идет очень медленно. Этика плетется в хвосте общественно-технологических перемен. И поэтому совершенно не готова к новой нравственной реальности. Особенно рельефно этико-рефлексив­ное отставание заметно на низкой включенности таких глобальных вызовов как «искусственный интеллект» в современный этический дискурс. Последствия же такой а-синхронизации могут быть довольно серьезными и вылиться в новые моральные конфликты.

Ключевые слова: моральная трансформация, цифровое общество, искусственный интеллект, этический дискурс

Для цитирования: Согомонов А.Ю. Этическая повестка «цифрового общества»//Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 56. С. 71-85.

Согомонов Александр Юрьевич, к.ист.н., ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: sogi@mail.ru

Рубрика академика А.А.Гусейного

Гусейнов А.А. Этические заметки о коронавирусе.

Аннотация. В предлагаемом эссе сложившаяся в мире ситуация пандемии вируса SARS-CoV-2 (COVID-19) рассматривается как этический вызов, который заложен в предлагаемых средствах борьбы с ней, а именно – в самоизоляции и расширении социальной дистанции. Показано, что происходящая коррекция образа жизни, вызванная экстраординарными обстоятельствами, выявляет более глубинную связь между заботой о самом себе и общим благом. Вынужденное ограничение в пространстве обостряет личностное чувство времени. Моральные переживания приобретают экзистенциальный характер, ощущение времени расширяется до непознаваемых пределов. Предлагается такое понимание соотношения между прошлым, настоящим и будущим в жизнедеятельности человека, которое внутренне связано с нравственной мудростью, обязывающей совершать каждый поступок так, как если бы он был последним.

Ключевые слова: мораль, этика, самоизоляция, эгоизм, общий интерес, будущее, идеальное будущее.

Для цитирования: Гусейнов А.А. Этические заметки о коронавирусе//Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 56. С. 86-97.

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович, д.ф.н., проф., академик РАН, Институт философии РАН; электронная почтаguseinov@iph.ras.ru

Миссия университета:

гуманитарное консультирование стратегии развития

Богданова М.В. Между традицией и инновацией: к вопросу о преемственности в профессорском деле.

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы воспроизводства профессорского дела в социальном пространстве трансформируемого университета. Включенность преподавателя в инновационные процессы символизирует наличие у него установки на самоопределение в проектирова­нии профессиональной биографии. На примере нового для научно-образо­вательной деятельности формата – образовательной программы с проектным методом обучения – показан потенциал такого рода ситуаций в университете. Однако актуализация культурного капитала участников новых ситуаций, заинтересованность в достижении статуса «профессор» являются недостаточными для ответственного планирования движения к нему без институциональной поддержки университета.

Ключевые слова: профессор, преемственность, самоопределение, трансформируемый университет, инновация, традиция, образовательная программа с проектным методом обучения.

Для цитирования: Богданова М.В. Между традицией и инновацией: к вопросу о преемственности в профессорском деле//Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 56. С. 98-108.

Богданова Марина Владимировна, д.с.н., главный научный сот­рудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: bogdanovamv@tyuiu.ru

Кафедра прикладной этики

Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Этика профессора в изменяющихся университетах.

Аннотация. В статье предпринимается этическая рефлексия развития созданной Гумбольдтом модели классического университета и её изменений в последние десятилетия. Показывается, что адекватность этой модели в современных условиях исчерпана. Рассматриваются современные принципы этики науки и отношение к ним сообщества профессоров современной России с точки зрения принципа «вне-алиби-бытие». Анализируются возможные влияния внезапной пандемии коронавируса на изменение форм образования и смену направлений научных исследований.

Ключевые слова: этическая рефлексия, классический университет, миссия университета, научная этика, этика профессора, дистанционное образование, Четвертая промышленная революция, пандемия коронавируса.

Для цитирования: Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. этика профессора в изменяющихся университетах//Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 56. С. 109-117.

Москвич Юрий Николаевич, к.физ-мат.н., ФГБОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск; электронная почта: yumoskvich@mail.ru.

Викторук Елена Николаевна, д.ф.н., проф., зав. кафедрой фи­лософии, социологии и религиоведения ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева»; электронная почта: eviktoruk@yandex.ru

Абилькенова В.А. Цифровая эпоха и новая ситуация выбора современного журналиста.

Аннотация. Интернет и современные технологии позволяют журнали­стам информировать общество о важных событиях на качественно новом уровне. Однако цифровые технологии (например, возможность в режиме онлайн рассказывать о событии) порождают не только новые возможности, но и формируют новые ситуации выбора перед современными журнали­стами. В статье описываются два случая, произошедших в регионе, на тему новой ситуации выбора, в которой оказались журналисты цифровой эпохи. Предпринимается попытка анализа решений и действий журналистов.

Ключевые слова: моральный выбор журналиста, общественный инте­рес, общественное любопытство, этика журналиста, ориентиры выбора, цифровая эпоха, цифровая журналистика.

Для цитирования: Абилькенова В.А. Цифровая эпоха и новая ситуация выбора современного журналиста//Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 56. С. 118-132.

Абилькенова Валерия Анатольевна, к.с.н., ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; ст.преподаватель каф. истории и теории журналистики ТюмГУ; электронная почта:  Kab-valerya@mail.ru

Из истории инновационной парадигмы

Круглый стол «Этика и этос корпорации».

Аннотация. Републикация материалов Круглого стола, организованного редакцией журнала «Этика успеха. Вестник исследователей, консультантов и ЛПР» в 1994 году. Участниками круглого стола обсуждались такие вопросы, как этика успеха в профессиональных сообществах и индивидуальной карьере; солидарность в корпорациях успешных профессионалов; общие черты и отличительные особенности советской и постсоветской моделей профессионализма.
Ключевые слова: этос успеха, модели профессионализма, корпоративизм.

Для цитирования: Круглый стол «Этика и этос корпорации»//Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 56. С. 132-157.

Батыгин Г.С. Профессионалы в расколдованном мире.

Аннотация. Републикация статьи Г.С. Батыгина, впервые опубликованной в 1992 году в журнале «Этика успеха. Вестник исследователей, консультантов и ЛПР». Представлено теоретическое исследование феномена профессионализма и профессиональной корпорации. Профессионализм рассматривается как этическое требование, в котором выделяется элемент «элитарное равенство». Такой элемент указывает на неприменимость стандартных измерений дохода, власти и престижа к внутренним профессиональным регулирующим нормам. Специфическая форма равноправия профессионалов «коллегиальность» – в сравнении с «коллективностью» – характеризуется такой особенностью как иерархичность экспертов.

Ключевые слова: профессионализм, коллегиальность, профессиональная корпорация, этические требования.

Для цитирования: Батыгин Г.С. Профессионалы в расколдованном мире//Ведомости прикладной этики. 2020. Выпуск 56. С. 158-167.