Монографии

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чурилов В.А. Этика политического успеха. / Научно-публицистическая монография. Тюмень Центр прикладной этики 1997. 747 с .

Центр прикладной этики продолжает исследования актуальных проблем морали. Книга представляет собой  научно-публицистическую монографию по одному из важнейших направлений современного этического знания. Первая отечественная монография по политической этике опирается на теоретические разработки коллектива авторов, организованного вокруг журнала «Этика успеха», эмпирические исследования, проведенные в Ханты-Мансийском автономном округе, Тюмени, Москве. Книга предназначена для специалистов по этике, политологии, социологии; экспертов и консультантов, собственно ЛПР в сфере политической деятельности, для всех, кто интересуется современными вопросами нравственной жизни общества. Монография подготовлена при интеллектуальной и финансовой поддержке Совета народных депутатов и Думы Ханты-Мансийского автономного округа

В.И.Бакштановский , Ю.В.Согомонов. Этос среднего класса: Нормативная модель и отечественные реалии. Научно-публицистическая монография / Под редакцией Г.С.Батыгина и Н.Н.Карнаухова. — Тюмень: Центр прикладной этики; НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2000. — 272 с.

В книге излагаются результаты  исследования этоса среднего класса как одного из феноменов российской модернизации и важнейшего ориентира выхода из постсоветского кризиса идентичности. Идеалы, ценности и «правила игры» среднего класса способны вдохновить не только либерально ориентированный слой населения, принявший идею успеха, но и другие слои общества. В этом случае появятся основания говорить уже о доктрине национального . В то же время культивирование этоса среднего класса способно противостоять отказу от ценностей рыночной экономики и демократии.

Авторы опираются на результаты проведенного теоретического анализа, а также на материалы экспертных опросов и этико-социологических исследований, проведенных Центром прикладной этики и НИИ прикладной этики в последние годы. Монография может быть использована в качестве учебного пособия для спецкурса по теме «Этос среднего класса».

Становление духа университета: Опыт самопознания. Коллективная монография. / под ред. В.И.Бакштановского и Н.Н.Карнаухова. — Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ; Центр прикладной этики, 2001. — 755 с.

ISBN 5-89543-005-8

Вынесенное в заголовок монографии нестрогое понятие «дух» означает, что речь в книге идет не об «экономическом измерении» реформ в образовании, которое зачастую представляется самой актуальной темой, но о моральном измерении» становления университета. При этом авторы книги пытаются рассмотреть мораль не как некое «следствие» экономики, но и как важнейшую предпосылку современного развития.

Характеристика намерений авторского коллектива как «опыта самопознания» не означает отказа от теоретического исследования процесса становления духа университета, но подчеркивает значительную роль «внутренней экспертизы», которую играет рефлексия об индивидуальных биографиях жизненного пути и коллективной биографии вуза. Отсюда — попытка экзистенциального анализа опыта проживания периода реформ через судьбы университетской корпорации.

Книга учитывает более чем 35 летний опыт становления и развития ТИИ-ТюмГНГУ, является одним из проявлений «эстафеты поколений» и может стать эффективным  способом передачи опыта и ценностей.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В.  Этика и этос воспитания. Научно-публицистическая монография. Тюмень: НИИ прикладной этики; Центр прикладной этики,      2002. — 256 с.

ISBN 5-89543-009-0

Любая сфера жизнедеятельности общества напрямую или косвенно связана с воспитанием, зависит от его направленности и эффективности. Воспитание «встроено» и в экономику, и в политику, и в управление, и в образование, во все сферы культуры, присутствия в них в качестве гуманизирующей доминанты. Через воспитание устанавливаются контакты между прошлым и настоящим, при  его участи перекидывается мост в будущее, позволяя преодолевать его чуждость, чтобы вселяться в него как в освоенный нами мир.

Авторы исходят из предложения о том, что своеобразным интегратором воззрений на воспитание может послужить интерес к идеалам, ценностям и нормам воспитательной деятельности. Исследования этики и этоса воспитания и призвано обосновать эту гипотезу посредством обсуждения теоретико-методологических проблем социологии морали и этико-прикладного знания, а также соответствующих эмпирических разработок, полученных методами гуманитарной экспертизы.

Книга написана в жанре научно-публицистической монографии и потому ориентирована как на интересы исследователей, преподавателей, так и на потребности практиков воспитательной работы, всех тех, кому близки проблемы воспитания.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Моральный выбор журналиста /  Предисл. А.К.Симонова — Тюмень: Центр прикладной этики, 2002. — 448 с.

ISBN 5-89543-008-2

Насколько значима проблема морального выбора, о которой чаще говорят как о проблеме универсальной , для журналистов?  Идентифицируют ли они свою профессию в качестве деятельности, атрибутом которой является постоянная необходимость морального решения в ситуации выбора?

Книга является первой в отечественной литературе попыткой систематического исследования проблем морального выбора журналиста. В каждой их е глав представлена одна из граней этой проблемы, рассматриваемой как в ее универсальном «измерении», так и применительно к специфике журналистской деятельности. Является ли выбор профессии одновременно и моральным выбором? Рубиконы морального выбора: альтернативы и решения? Вектор изменений моральной ситуации в журналистике: катастрофа? кризис? обновление? «Зеркало» или «зеркальщик»? Саморегулирование сообщества: давление  обстоятельств или добрая воля? «Моральный кодекс строителя…» или «скромная этика контракта»?

Авторы рассматривают книгу и как научно-публицистическую монографию, и как своеобразное учебное пособие, «рабочую книгу-практикум».

Книга подготовлена и выпущена при поддержке Фонда Форда.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В.  Гражданское общество: новая этика. Тюмень: НИИ ПЭ, 2003. — 224 с.

ISBN 5-98257-001-X

В новой книге  авторов, работающих над циклом монографий  по проблемам прикладной этики, представлены результаты многолетнего проекта «Этика гражданского общества.

Авторы рассматривают этику гражданского общества как особый исторический этап социокультурной динамики и потому как новую этику, своеобразную моральную революцию по отношению к традиционной морали.

Книга открывается аналитическим обзором публицистической и теоретической литературы по проблемам гражданского общества и его ценностей.

Центральная глава монографии посвящена концепции гражданского общества и характеристике его этической сферы. В заключительной главе авторы пытаются определить судьбу этики гражданского общества в перспективе постиндустриального общества, в эпоху наступающей глобализации.

Монография может быть интересна исследователям, преподавателям, аспирантам и студентам, лидерам НКО, активистам гражданского общества, журналистам.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Гражданское общество: этика публичных арен. / Монография / Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2004. — 268 с.

ISBN 5-88465-592-2

Новая монография авторов продолжает многолетний исследовательский проект, посвященный этике гражданского общества, и наиболее тесно связана с их монографией «Гражданское общество: новая этика»  (2003). В первой части книги рассматриваются ценности гражданского общества, в том числе свобода выбора и ответственность, профессионализм, деловой и жизненный успех, во второй части — социальные технологии гражданской активности, в ом числе гуманитарная экспертиза в теоретическом и методическом (игровое моделирование) аспектах. Особое место в книге занимает анализ опыта самопознания институтов гражданского общества.

Книга адресована исследователям процесса  становления гражданского общества в современной России, преподавателям и аспирантам, гражданским активистам, журналистам.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. / Монография / Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005. — 378 с.

В новой книге авторов представлена амбициозная концепция общепрофессиональной этики. Основные этапы алгоритма развертывания этой концепции: характеристика миссии профессиональной этики как вида этико-прикладного знания и одной из подсистем нормативно-ценностной системы обществ; анализ «морального измерения» природы профессии, характеристика мировоззренческого (выбор профессии как моральный выбор, служение в профессии и т.п.) и нормативного «ярусов» профессиональной этики (природа и дух профессионально-этических кодексов); разработка технологий практичности профессионально-этического знания. Особое место в книге занимает анализ опыта самопознания практиков различных профессий6 деятелям образования, журналистики, менеджмента, науки и т.д.

Не рискуя (пока) выносить свою трактовку жанра этой книги на титульный лист, авторы определяют его как научную монографию с амбициями альтернативного учебника для самоопределяющегося университета и адресуют исследователям профессиональной этики, преподавателям и аспирантам, практикам разных профессий.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику. /Монография /Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2006. — 392 с.

ISBN 5-88465-785-4

Новая книга авторов содержит результаты их многолетней работы над концепцией прикладной этики, представленные в формате «Введение в теорию». В трех разделах монографии рассматриваются последовательно: (1) предпосылки прикладной этики, раскрываемые через характеристики морального феномена и морального выбора; (2) природа прикладной этики в двух ее ипостасях: как нормативно-ценностные подсистемы («малые системы») и как теории конкретизации морали, проектно-ориентированного знания и продуцирования фронестических технологий; (3) основания «малых» нормативно-ценностных систем (подсистем), — этика гражданского общества» как интегратор прикладных нормативно-ценностных систем; моральный выбор как основная ситуация и ключевой акт приложения; алгоритм конкретизации морали в «малых системах» на примере идентификации общепрофессиональной морали. В некоторые главы включены фрагменты этико-прикладных разработок, материалы которых позволяют представить феномен конкретизации морали, с одной стороны, потенциал «технологий приложения» — с другой.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В.  Ойкумена прикладной этики: модели нового освоения. Том первый. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2007. — 390 с.

Завершая монографию «Введение в прикладную этику» (2006), авторы поставили перед собой следующую задачу: испытать свою концепцию ее «работой» в исследовании и развитии нормативно-ценностных подсистем сегментированной жизни общества. В том числе — продемонстрировать эффективность know-how прикладной этики. Новая монография авторов — шаг в такого рода испытании. В основе монографии — идея нового освоения этико-прикладным знанием некоторых из территорий Ойкумены  прикладной этики, с которыми непосредственно связана биография развиваемого авторами направления. Три главы монографии посвящены журналистской этике, этике научно-образовательной деятельности, политической этике. В каждой главе представлены материалы этико-прикладных разработок, которые позволяют представить феномен конкретизации морали в «малых системах», с одной стороны, потенциал технологий приложения — с другой.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика: рефлексивная биография направления / НИИ ПЭ. Тюмень: ТюмГНГУ, 2007. — 196 с.

ISBN 978-5-88465-833-8.

В книге представлен опыт анализа рефлексивной биографии инициированного авторами три десятилетия назад направления прикладной этики, притязавшего на статус научно-практического изобретения. Авторы мотивируют необходимость биографического эскиза направления, реконструкции его пути «еретической» инновационностью идеи-технологии прикладной этики, обусловившей рефлексивность, нестандартность биографии, с одной стороны, ситуацией «большого скачка» прикладной этики в последние годы, его позитивными и рискованными последствиями — с другой. Анализ опыта проектирования биографии направления представлен через характеристику идейной атмосферы этапа становления идеи-технологии прикладной этики, реконструкцию «трех источников, трех составных частей» авторской концепции, описание «этапов большого пути». Особое место занимает рассказ о становлении и развитии авторской мастерской гуманитарной экспертизы. Анализ рефлексивной биографии завершается тезисной презентацией итогов развития направления, обретшего статус «»законной»планеты в кругу исчисленных светил».

Самоопределение университета: путь реально-должного. Коллективная монография / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2008. — 699.

ISBN 978-5-9961-0046-0

Монография исследует проблему императивно-ценностного — выходящего за пределы функциональных обязательств — самоопределения университета в диапазоне от метафизической идеи до «анализа случая». В четырех частях книги последовательно представлены: смысло-ценностные основания рефлексивной биографии университета; характеристика пути университета от «смены имени» к институциональному проектированию этических ориентиров; анализ дискурса проектирования индивидуальных биографий университетских интеллектуалов в контексте биографии научно-образовательной корпорации; программирование этических образов базовых профессий научно-образовательной деятельности и профилирующих специальностей университета.

Книга адресована специалистам в сфере философии, социологии и этики научно-образовательной деятельности, стратегического менеджмента, университетским преподавателям, научным работникам и администраторам.

 Бакштановский В.И. Прикладная этика: лаборатория ноу-хау. Том 1. Испытание выбором: игровое моделирование как ноу-хау инновационной парадигмы прикладной этики 〈Текст〉 : монография / В.И.Бакштановский, Ю.В.Согомонов. — Тюмень : ТюмГНГУ, 2009. — 292 с.

ISBN 978-5-9961-0150-4

В своей новой книге авторы развивают инновационную парадигму прикладной этики, сосредоточившись на обосновании и демонстрации ее ноу-хау. Идея о том, что ноу-хау — способ существования этой парадигмы, конкретизируется в разработанных и внедренных в практику авторских технологиях проектно-ориентированного этического знания: этического проектирования, этической экспертизы, этического консультирования, этического моделирования и т.д.

Содержание первого тома: концептуальные основания игрового моделирования и мастер-класс, посвященный одной из самых новаторских технологий — этико-прикладным играм, рассматриваемым в качестве модели освоения ситуаций морального выбора.

Бакштановский В.И. Прикладная этика: лаборатория ноу-хау. Том 2 . Кодексы, которые нас выбирают: этическое проектирование как ноу-хау инновационной парадигмы прикладной этики / Монография / Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2010. — 263 С.

ISBN 5-88465-785-4.

Монография развивает инновационную парадигму прикладной этики через обоснование и демонстрацию ее ноу-хау в действии. Идея о ноу-хау как способе существования этой парадигмы конкретизируется в этико- прикладной концептуализации «малых» императивно-ценностных систем и в системе технологий проектно-ориентированного этического знания: этического моделирования, этического проектирования, этической экспертизы, этического консультирования и т.д.

Два раздела этого тома, сосредоточенного на технологии этического проектирования, представляют соответственно концептуальные основания ноу-хау в проектировании кодексов и мастер-класс «проектирование профессионально-этического кодекса университета в инновационной парадигме прикладной этики».

Бакштановский В.И., Богданова М.В., Новоселов В.В.  Рефлексрующий университет: Рабочая книга ректорского семинара. Монография. — Тюмень: ТюмГНГУ.              2013. — 249 с.

ISBN 978-5-9961-0839-8/

В монографии представлен концептуальный и практический опыт работы ректорского семинара ТюмГНГУ как институции гуманитарной экспертизы стратегий модернизации университета. В центре книги — ТюмГНГУ как университет, сосредоточенный на самопознании, рефлексии своего самоопределения в трансформирующемся обществе, полагающий необходимым особое внимание к проектированию не только своих целей, но и — высоких ценностей. Экспертный потенциал ректорского семинара заключается в выведении языка самопознания и самоопределения университета за рамки категорий прагматики и маркетинга и освоении языка смысло-ценностных ориентиров. В основе культивируемой семинаром идеи-технологии гуманитарной экспертизы — моделирование предложенных на экспертизу проблем и гипотез через испытание ситуацией морального выбора. Участники семинара — проректоры, директора институтов, руководители ряда департаментов, заведующие кафедрами, ведущие профессора ТюмГНГУ, которые знают, «проживают» этос университета «изнутри». Представленный в книге опыт разработки и применения идеи-технологии гуманитарной экспертизы ситуаций выбора , прожитых ТюмГНГУ, дает определенные основания для вывода о приемлемости их для экспертизы стратегий развития отечественных университетов, прежде всего — молодых.

Богданова М.В. Этос современного отечественного университета.

Профессиональная этика инженера: Опыт коллективной рефлексии для магистр(ант)ов и профессоров: коллективная монография / под ред. В.И.Бакштановского; составители А.Ю.Согомонов, М.В.Богданова. — Тюмень: НИИ ПЭ ТИУ, 2018. — 246 с. — (Библиотека журнала «Ведомости прикладной этики». Выпуск 1).

ISBN 978-5-9961-1599-0.

Бесспорна ли сосредоточенность современных исследований инженерного дела на экономической, управленческой, технологической и т.п. проблематике? Избранная авторами коллективной монографии проблематизация вводит в исследовательское поле инженерной профессии инновационную профессионально-этическую проблематику: «правильное исполнение работы» или «исполнение правильной работы» — как мировоззренческое напряжение профессии инженера в современном мире; моральные дилеммы инженерного дела в условиях трансформирующегося общества: «думать как инженер или думать как менеджер»; «экологичность versus практичности»; парадигма этики профессионального успеха инженера и т.д. Формирование и воспроизводство инженерной этики рассматривается в качестве фундаментального элемента миссии современного Университета. Монография представляет опыт коллективной рефлексии, организованной исследовательским проектом журнала «Ведомости прикладной этики», издаваемого Тюменским индустриальным университетом. Книга открывает серию «Библиотека журнала «Ведомости прикладной этики»» и адресована как исследователям в сфере инженерной этики, так и студентам, магистрантам, профессорам, молодым специалистам и инженерам со стажем.