Ведомости прикладной этики 63

Ведомости прикладной этики. 2024. № 1 (63). PDF

Тема выпуска:  Прикладная этика в ХХI веке: вызовы изменяющейся парадигмы университетского образования.

Предисловие главного редактора

Теоретический поиск

Скворцов А.А. Трансформация университета как область обитания прикладной этики.

Аннотация. Автор статьи утверждает, что в условиях бесконечных и при этом хаотичных реформ образования, происходящих в нашей стране, университетская культура во многом утратила свою идентичность. У неё нет очевидных, понятных всему обществу целей, а само высшее образование расценивается молодежью в большей степени как социальная программа, а не как путь в профессию, науку и педагогику. Также справедливо утверждать, что университет в наши дни утратил лидерство в трех ведущих областях интеллектуальной жизни: в науке, образовании и в просветительской миссии. Это произошло по причине нарастания процессов коммерциализации высшей школы, которые на данный момент обрели превалирующее значение над всеми остальными. Отсюда, в оценке общества, университет утратил свою возвышенную миссию и оказался на уровне банального бизнеса. Положение прикладной этики в такой ситуации двоякое. С одной стороны, у неё нет существенного коммерческого потенциала, но, с другой, учиться на её магистерские программы приходят образованные люди, уже обладающие социально значимыми профессиями и желающие изменить к лучшему, т.е. в сторону большей человечности, знакомую им область. Рассказать слушателям о морально ориентированных дискуссиях, ведущихся в научном мире или в околонаучных кругах по поводу известных им сюжетов социальной практики – в этом состоит основная задача прикладной этики на данный момент.

Ключевые слова: этика, прикладная этика, этика науки, мораль, образование, реформы, педагогика, университет.

 Для цитирования: Скворцов А.А. Трансформация университета как область обитания прикладной этики // Ведомости прикладной этики. 2024. Выпуск 63. С. 11 — 20.

Скворцов Алексей Алексеевич — к.ф.н., доцент, доцент кафедры этики, Философский факультет, Московский государственный универ­ситет им. М.В. Ломоносова;  электронная почта: lambis@mail.ru

Сычев А.А. От скандала к самоопределению: предпосылки инновационной этики.

Аннотация. В статье описывается ситуация «скандала в этике», которая характеризуется отсутствием объективных оснований моральной нормативности, а значит и общепринятых критериев различения добра и зла. Дается краткий обзор исторических предпосылок возникновения проблемы. На ранних этапах нормы (еще не дифференцированные на моральные, религиозные и правовые) формировались эволюционным путем; в процессе развития религиозного мировоззрения возникла иерархия норм с религиозными во главе; в ходе секуляризации эта иерархия разрушилась. Отказавшись от апелляций к природе, Богу, праву, мораль оказалась в ситуации «скандала». С особой остротой он проявляет себя в прикладной этике, ориентированной на конкретные действия. Одним из вариантов возвращения к объективным основаниям явились попытки поставить мораль в зависимость от политических, экономических или личных интересов. Но идеологизация, экономизация и психологизация морали, приведя к расслоению этики на «старую» и «новую», не решила проблему «скандала», а усугубила ее. Альтернативой установлению внешних источников нормативности стало обос-нование независимой этики. Она описывается преимущественно «апофатически» – как социально одобряемая система норм и ценностей, которая не сводится к политической целесообразности, экономической выгоде и частным интересам индивида. Однако такая этика, тяготея к запретам, не способна найти новые основания для положительных норм. Более перспективным представляется инновационный подход, ориентированный на свободный выбор. «Скандал» здесь разрешается тем, что моральным объявляется сам выбор, а нормы рассматриваются как материал для его совершения. Противоречивость норм становится не недостатком, а условием принятия самостоятельного решения. Основным пространством, где может быть реализовано обучение выбору, является университет. Однако он не способен на это, сам не будучи субъектом свободного выбора. Поэтому первым ша-гом на пути к решению проблемы «скандала в этике» представляется свободное моральное самоопределение университета.

Ключевые слова: «скандал в этике», прикладная этика, автономия, «новая этика», инновация, выбор, самоопределение.

Для цитирования: Сычев А.А. От скандала к самоопределению: предпосылки инновационной этики // Ведомости прикладной этики. 2024. Выпуск 63. С. 21 — 37.

Сычев Андрей Анатольевич — д.ф.н., проф., профессор кафедры философии Национального исследовательского Мордовского госуда­рственного университета им. Н.П. Огарева; ведущий научный сотруд­ник НИИ ПЭ ТИУ;  электронная почта: sychovaa@mail.ru

Прокофьев А.В. Онлайновый прокторинг в университете (отправные точки этического анализа).

Аннотация. В статье выявлены отправные точки этического анализа такой образовательной технологии, как онлайновое наблюдение за про­вер­кой знаний студентов (онлайновый прокторинг). Автор статьи развернуто характеризует различные формы этой технологии, включая те, которые осуществляются внешними по отношению к университету акторами (прокто­ринговыми компаниями) и используют способы слежения, опира­ющиеся на искусственный интеллект. В качестве введения к этическому анализу онлай­нового прокторинга автор реконструирует отклики на его использование в период пандемии со стороны разных категорий стейкхолдеров: студен­ческого сообщества, преподавателей университетов, администраций уни-­вер­ситетов, политиков, правозащитных организаций, общественных акти­вистов. В этих откликах можно обнаружить многочис­ленные апелляции к различным моральным ценностям и принципам, что превращает результаты реконструкции в важный первичный материал этического анализа. В статье не ставится задача окончательной этической оценки онлайнового прок­то­ринга, она призвана всего лишь обобщить аргументы pro et contra. Ос­нов- ны с такими цен­ностными концептами как «акаде­мическая честность» и «академическое мошенничество (академический читинг)». В статье кратко раскрыто их содержание применительно к иссле­дуемой технологии. Аргументы contra касаются двух аспектов онлайнового прокторинга. Во-первых, его практи­ческой эффективности, которую ставит под вопрос развитие способов обхода наблюдения. Во-вторых, его мораль­ных издержек, то есть сопря­женного с ним вынужденного пренебрежения мо­ральными ценностями. В статье проанализированы моральные издержки онлайнового прокторинга, возникающие в связи с честностью, гуманностью, защитой частной жизни и персональной информации, сохранением авто­номного выбора. Дополни­тельным минусом анализируемой технологии яв­ля­ется ее негативное воздействие на способность университета выполнять свою миссию в качестве сообщества ученых и школы критического мышления.

Ключевые слова: академическая этика, академическая честность, онлайновый прокторинг, честность, гуманность, защита частной жизни, автономный выбор.

Для цитирования: Прокофьев А.А. Онлайновый прокторинг в университете (отправные точки этического анализа) // Ведомости прикладной этики. 2024. Выпуск 63. С. 38 — 76.

Прокофьев Андрей Вячеславович —  д.ф.н., проф., главный науч­ный сотрудник, Институт философии РАН; ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: avprok2006@mail.ru

Согомонов А.Ю. Искусственный интеллект в университетской дидактике как вызов философии образования и профессиональной этике.

Аннотация. Искусственный интеллект (ИИ) проникает буквально во все уголки общественной и частной жизни людей. Высшее образование, если и не лидирует в этом процессе, то безусловно относится к числу наиболее приоритетных сфер внедрения. Дистанционное образование в годы локдауна стало своего рода нормой, и сегодня речь идет уже о цифровизации всего педагогического процесса. Различая сильный ИИ и слабый ИИ в университетской дидактике, мы тем самым пытаемся поставить его под контроль, свободно углубляя или ограничивая зоны его применения. Опыт   включения в 2022 году программ ChatGPT в образовательную и научную де­ятельность показал, насколько университеты не подготовлены к внедрению программ глубокого обучения. Проблема не только в возможностях контроля за использованием и масштабной имплементацией ИИ, сколько в том, что в принципе алгоритмы университетского и цифрового образования не тождественны друг другу. Идеи, смыслы, равно как ценности и нормы прикладной этики остаются пока за скобками цифрового вторжения в университетскую дидактику. Более того, наделение самого ИИ ценностями педагогического этоса, соответствующего человеческому, воспринимается пока программистами и технологами лишь как благое пожелание.

Ключевые слова: искусственный интеллект, философия образования, университетская дидактика, прикладная этика.

Для цитирования: Согомонов А.Ю. Искусственный интеллект в университетской дидактике как вызов философии образования и профессиональной этике // Ведомости прикладной этики. 2024. Выпуск 63. С. 77 — 93.

Согомонов Александр Юрьевич —  к.ист.н., ведущий научный со­трудник Института социологии ФНИСЦ РАН; ведущий научный сотру­дник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: sogi@mail.ru

Рубрика академика А.А.Гусейнова

Гусейнов А.А. Философия и высшее образование (некоторые размышления об отечественном опыте).

Аннотация. В предлагаемых заметках рассматривается связь философии и высшего образования в контексте отечественного исторического опыта. Показано, что философия как университетская дисциплина в России прошла трудный путь и к середине прошлого века получила обязательный статус для всех специальностей высшей школы, который она сохраняет до настоящего времени. Этот статус, сложившийся в условиях монополии философии диалектического и исторического материализма, создает в ситуации культивируемого в обществе философского плюрализма особого рода проблемы, которые, в частности, затрудняют создание единых научных стандартов. Автор предлагает при решении данной проблемы исходить из сформулированного И. Кантом различия между школьной философией и философской мудростью, опираться на три фундаментальных мировоззренческих вопроса (Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?), заключающие в совокупности ответ на первый основной вопрос «Что такое человек?».

Ключевые слова. Философия. Преподавание философии. Школьная философия и философская мудрость. Четыре основных философских во- проса по Канту.

Для цитирования: Гусейнов А.А. Философия и высшее образование (некоторые размышления об отечественном опыте) // Ведомости прикладной этики. 2024. Выпуск 63. С. 94 103.

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович — д.ф.н., проф., академик РАН, Институт философии РАН;  электронная почта: guseinov@iph.ras.ru

Ойкумена прикладной этики

Беляева Е.В. Трактовка поступка в этике ответственности.

Аннотация. Статья посвящена трактовке категории «поступок» в этике ответственности. Она занимает важное место и увязывается с такими        ключевыми категориями данного типа теории морали, как онтология субъекта, Другой, рефлексивность, дискурс. Поступок здесь осмысляется феноменологически, онтологически, дискурсивно, на основе принципа методологического индивидуализма. Это позволяет придать поступку значимый категориальный статус и, одновременно, внести в этику поступка существенный вклад, связанный с преодолением противоположности морального мышления и нравственного действия.

Ключевые слова: этика ответственности, поступок, онтология субъекта, Другой, методологический индивидуализм, рефлексивность, дискурс.

Для цитирования: Беляева Е.В. Трактовка поступка в этике ответственности // Ведомости прикладной этики. 2024. Выпуск 63. С. 104 — 113.

Беляева Елена Валериевна — д.ф.н., доцент, Белорусский госу­дарственный университет (БГУ); электронная почта: belyaeva.minsk@gmail.com

Миссия университета:

гуманитарное консультирование стратегии развития

Богданова М.В., Бакштановский В.И. Этика науки в университете (опыт коллективной экспертной рефлексии).

Аннотация. На развитие науки в российских университетах вновь воз­лагаются большие надежды. Создаются современные лаборатории, финансируются исследовательские проекты, организуются и выигрываются конкурсы, выделяются гранты. Но являются ли эти важные для науки в университете меры достаточными? В статье представлен опыт коллективной реф­лексии профессорами Тюменского индустриального университета современных вызовов этике науки, преемственности ценностных оснований научной деятельности, норм научных коммуникаций.

Ключевые слова: этика науки в университете, этос науки, служение в науке.

Для цитирования: Богданова М.В., Бакштановский В.И. Этика науки в университете (опыт коллективной экспертной рефлексии) // Ведомости прикладной этики. 2024. Выпуск 63. С. 114 — 138.

Богданова Марина Владимировна — д.с.н., доцент, главный    научный сотрудник НИИ прикладной этики, Тюменский индустриальный университет; электронная почта: bogdanovamv@tyuiu.ru

Бакштановский Владимир Иосифович — д.ф.н., проф., директор НИИ прикладной этики, Тюменский индустриальный университет;  электронная почта: bak­shtanovskijvi@tyuiu.ru

Отечественная социально-этическая мысль:

избранные страницы

Согомонов А.Ю. Этический «крестовый поход» барона А.И.Дельвига (инженерное дело и моральная рефлексия в середине XIX века).

Аннотация. Барон А.И. Дельвиг (1813-1887) был талантливым инженером и круп­ным государственным деятелем в период становления капитализма в России. Его многостраничные воспоминания представляют собой не только    уникальный исторический источник, но и поистине первую в стране попытку критического анализа трансформации общественных нравов и становления «русского этоса» ранней модернизации. Нестандартность его стиля мышле­ния и образа жизни позволили ему создать яркую картину семантической двойственности в историческом характере русской элиты, а также выступить своего рода архитектором ставшей впоследствии типичной для нашей гражданской культуры модели синкретизма индивидуальной автономности и политической лояльности, идейного либерализма и аксиологии этатизма.

Ключевые слова: инженерное дело, русский этос, моральная рефлексия, аксиология этатизма.

Для цитирования: Согомонов А.Ю. Этический «крестовый поход» барона А.И.Дельвига (инженерное дело и моральная рефлексия в середине XIX века) // Ведомости прикладной этики. 2024. Выпуск 63. С. 139 — 162.

Согомонов Александр Юрьевич — к.ист.н., ведущий научный со­трудник Института социологии ФНИСЦ РАН; ведущий научный сотру­дник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: sogi@mail.ru

Из истории инновационной парадигмы 

Идея фронезиса в этике воспитания.

Бакштановский В.И., Потапова Е.П., Согомонов Ю.В. Фронезис: воспитательное знание-умение. Этика воспитательного общения.