Журнал «Ведомости прикладной этики» Выпуск 59

https://old.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2022/03/VEDOMOSTI-prikladnoj-etiki-Vypusk-59-1.pdf

Журнал «Ведомости  прикладной этики». Выпуск 59. PDF.

Тема выпуска: Востребованность имени «Университет»: непреложный потенциал институционального успеха.

 Предисловие редактора

Теоретический поиск

Прокофьев А.В. Три возраста НИИ Прикладной этики, или российский университет в изменчивом мире.

Аннотация. В статье проанализирован практический и теоретический контекст трех тезисов-рекомендаций НИИ Прикладной этики Тюменскому индустриальному (ранее ‒ нефтегазовому) университету, касающихся путей приобретения и сохранения этой организацией университетского статуса. Тезисы, разрабатывавшиеся в 1995, 2005, 2021 гг. представляют собой ин­тересный документальный источник по истории развития российских уни­верситетов и одновременно по истории развития российской академической этики. Автор показывает, как от общей и формальной постановки вопроса о путях превращения бывшего советского вуза в настоящий университет, НИИ Прикладной этики перешел к раскрытию перед своим адресатом всей ши­роты непрагматических университетских ценностей, а от него – к конкрети­зации миссии университета в условиях организации, специализирующейся на предоставлении высшего инженерного образования. Так как тезисы НИИ Прикладной этики являются не только практическими рекомендациями, но и содержательными манифестами по некоторым вопросам академической этики, автор проделывает реконструкцию и проводит частичную критику того понимания назначения университета и опасностей, грозящих ему в совре­менном (в том числе российском) обществе, которое используется в тези­сах для консультирования руководства и академического сообщества кон­кретного университета.

Ключевые слова: академическая этика, миссия университета, универ­ситетские ценности, факторы деуниверситетизации, НИИ Прикладной этики.

Для цитирования: Прокофьев А.В. Три возраста НИИ Прикладной этики, или олссийский университет в изменчивом мире // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 59. С. 10 — 31.

Прокофьев Андрей Вячеславович — доктор философских наук, профессор, ведущий науч­ный сотрудник сектора этики Института философии РАН; ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: avprok2006@mail.ru

Согомонов А.Ю. Университет как порождающая реальность номинация.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы эволюции университетской номинации от ее средневекового открытия к сегодняшнему состоянию. Само слово universitas прошло несколько стадий в смысловом развитии. Изначально оно обозначало рядовую городскую «корпорацию», а сама «корпорация магистров и школяров» по сути своей мало отличалась от других городских цехов. Более того, университет институционально выстраивался, подражая городским хозяйственным корпорациям, в частности трехступенчатой внутренней иерархии. Университет времени простого модерна (классический, гумбольдтский) сохранил со своими прообразами лишь метафорическую связь, по-прежнему считая себя корпорацией, но не являясь ею сущностно и формально. В эпоху высокого модерна университет превращается в легкую номинацию, приемлемую в целях символического самонаименования. Вторая четверть текущего столетия может стать временем повсеместного становления нового типа институции, название которой составлено из двух семантических компонентов ‒ «устойчивый университет» ‒ адекватно отвечающий на вызовы времени и гармонично сочетающий в себе разные публичные миссии.

Ключевые слова: университет, университетская корпорация, «устойчивый университет».

Для цитирования: Согомонов А.Ю. Университет как порождающая реальность номинация // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 59. С. 32 — 46.

Согомонов Александр Юрьевич — кандидат исторических наук, ведущий научный со­трудник Института социологии ФНИСЦ РАН, ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: sogi@mail.ru

Сычев А.А. Университетская идентичность в современном мире: ценностные ориентиры и вызовы.

Аннотация. В статье рассматриваются основные вызовы идентичности современного университета. К ценностным ориентирам, определяющим идентичность классического университета, автор относит автономию, академическую свободу, единство образования и исследований, универсальность охвата знаний, дух гуманизма и творчества. Хотя в реальности нельзя найти университет, в котором все эти ценности были бы в полной мере реализованы, уже само стремление к ним представляется достаточным условием для удержания университетской идентичности. Современный университет сталкивается с различными вызовами идентичности, среди которых государственный контроль, регионализация, коммерциализация, цифровизация, снижение престижа преподавательской профессии, дегуманитаризация образования и т.д. По мере усиления внешнего воздействия деятельность университета становится менее свободной и универсальной: она выстраивается по образцам бюрократической организации, коммерческой корпорации, разработчика массовых онлайн-курсов, а преподавателю навязываются функции чиновника, предпринимателя, модератора. В условиях беспрецедентного давления университету следует четко определиться с тем, что для него является целями, а что, несмотря на важность и новизну, должно оставаться только средствами. При этом ключевым условием для самоопределения университета должна быть устойчивость выбора, то есть планирование путей развития всегда должно совершаться таким образом, чтобы возможности для дальнейшего самоопределения сохранялись. Возможно, со временем цели университета, формат его работы, взаимодействие преподавателей и студентов кардинально изменятся. Однако, если он сохранит базовые ценностные ориентиры, все эти изменения будут следствиями его собственного, свободного и осознанного выбора, он сможет и далее удерживать свою университетскую идентичность.

Ключевые слова: университет, идентичность, ценности, самоопределение, автономия, цифровизация, устойчивость.

Для цитирования: Сычев А.А.  Университетская идентичность в современном мире: ценностные ориентиры и вызовы // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 59. С. 47 — 59.

Сычев Андрей Анатольевич —  доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Национального исследовательского Мордовского госу­дарственного университета им. Н.П. Огарева; электронная почта: sychovaa@mail.ru

Тульчинский Г.Л. Университет как генератор образа будущего и его неоднозначные перспективы.

Аннотация. В работе рассматриваются две взаимосвязанные темы. Во-первых, роль университета как социального института не только закладывающего основы будущего, но и формирующего образ этого будущего. И, во-вторых, ‒ размывание этой роли в условиях маржиналистской трансфор­мации университета, цифровизации и расширения образования в онлайн-формате.

Ключевые слова: образ будущего, онлайн-образование, социализация, университет, цифровизация.

Для цитирования: Тульчинский Г.Л. Университет как генератор образа будущего и его неоднозначные перспективы // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 59. С. 60 — 63.

Тульчинский Григорий Львович —  доктор философских наук, профессор, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, кафедра меж­дисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук; профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» – Санкт-Петербург; заслуженный деятель науки РФ; электронная почта: gtul@mail.ru

Скворцов А.А. Университет как моральный мир.

Аннотация. Статья посвящена обсуждению вопроса о положении университетов в современной России. Автор считает справедливым говорить о процессах де-университизации, которые выразились в тенденции утраты высшей школой своего влияния в обществе. Университеты под воздействием бесконечных реформ высшего образования стремительно теряют идентичность, превращаясь в безликие социальные институты. В таком виде они больше не соответствуют ожиданиям общества и частично теряют востребованность у молодежи. Указанное положение дел вытекает из общей логики развития любой нестабильности в обществе. Университеты в России никогда не были защищены от социальных потрясений и часто становились их первыми жертвами. Во многом это происходило из-за особого положения высшей школы, которая руководствовалась идеальными целями науки и образования, часто не замечая грозящих опасностей. При этом сами университеты критично воспринимали себя, свои достижения и роль в окружающем мире и часто не могли дать отчета о своей работе. Все эти соображения – стремление к идеальным целям и честное, иногда уничижительное, отношение к себе автор называет «моральным миром» и показывает, что продолжающаяся де-университизация общества неизбежно приведет к его деморализации.

Ключевые слова: этика, академическая этика, мораль, ответственность, образование, наука, ценности.

Для цитирования: Скворцов А.А. Университет как моральный мир // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 59. С. 64 — 72.

Скворцов Алексей Алексеевич —  кандидат философских  наук, доцент кафедры этики, Философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; электронная почта: lambis@mail.ru

Беляева Е.В. «Этика ответственности» как тип теории морали в сравнении с «этикой долга» и «этикой блага».

Аннотация. Текст посвящен сравнению «этики ответственности» с «этикой блага» и «этикой долга» по тем параметрам, которые характери­зуют любую теорию морали: ключевая категория, сущность и специфика мо­рали, тип морального субъекта. Это позволяет обосновать существование «этики ответственности» как особого типа теории морали, способного стать основой нравственной жизни современного человека. «Этика ответственности» полагает, что сущность морали – это ответственное в пределах своей компетенции поведение, обеспечивающее благоприятное разрешение проблемной ситуации.

Ключевые слова: ответственность, этика долга, этика блага, этика ответственности, моральный субъект, сущность морали, специфика морали.

Для цитирования: Беляева Е.В. «Этика ответственности» как тип теории морали в сравнении с «этикой долга» и «этикой блага» // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 59.С. 73 — 92.

Беляева Елена Валериевна —  доктор философских наук, доцент, Белорусский госу­дарственный университет (БГУ); электронная почта: belyaeva.minsk@gmail.com

Гиббс П. Этос свобод ученого.

Аннотация. В статье обсуждается важность различия между настоящими учеными и теми людьми, которые лишь принадлежат к академическому миру, а также уместность предоставления академической свободы тем и другим. Автор утверждает, что в свете рыночной полезности академический труд предстает как инструмент передачи знаний и навыков, что не может оправдать личную академическую свободу и институциональную автономию. В силу этого он выступает за то, чтобы сосредоточиться на нравственной практике ученых и на их обязанности оправдывать получение этих привилегий. В таком случае не существует ни безусловной академической свободы тех людей, которые принадлежат к академическому миру, ни без-условной институциональной автономии учреждений, которые классифицируются приверженности моральным условиям доверия, смелости и истине.

Ключевые слова: этика, этос ученого, академическая свобода, пост-правда, добросовестность ученого.

Для цитирования: Гиббс П. Этос свобод ученого // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 59. С. 93 — 102.

Гиббс Пол (Gibbs, Paul) — почетный профессор Мидлсекского университета (Middlesex University London); руководитель докторан­туры в Восточноевропейском университете (Грузия), приглашенный профессор Азербайджанского университета; электронная почта: P.Gibbs@mdx.ac.uk

Рубрика академика А.А.Гусейнова

Гусейнов А.А. Социологическая трилогия Александра Зиновьева.

Аннотация. В статье даётся сжатый очерк социологии выдающегося русского мыслителя А.А.Зиновьева, сфокусированный на её трёх ключевых учениях: коммунизм как реальность, западнизм, глобальный человейник. Показана взаимосвязь этих учений, раскрывающих в своей целостности логику современных общественных процессов в России и мире. Разработанный Зиновьевым социологический аппарат позволил ему изучить советский коммунизм и общество западнистского типа с такой степенью точности и объективности, которые неизбежно придают его исследованиям характер социальной критики и требуют в качестве дополнения особой этически ориентированной антропологии. Само движение современных обществ к единому глобальному сверхобществу философ рассматривает как социо-механическую деградацию индивидов до насекомоподобного состояния.

Ключевые слова: коммунизм как реальность, западнизм, глобальный человейник, общество и сверхобщество, будущее, моральный идеал.

Для цитирования: Гусейнов А.А. Социологическая трилогия Александра Зиновьева  // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 59. С. 103 — 114.

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович —  доктор философских наук, профессор, академик РАН, Институт философии РАН; электронная почта: guseinov@iph.ras.ru

Миссия университета:

гуманитарное консультирование стратегии развития

Бакштановский В.И., Богданова М.В. Имя «Университет»: актуальный ценностный ориентир или факт исторической памяти?

Аннотация. Продолжает ли номинация «Университет» определять базовые ценностные ориентиры самоопределения отечественных универ­ситетов в современном обществе? Предполагают ли тенденции все более настойчивого формирования признаков новой институциональности замену имени «Университет»? В статье представлен опыт гуманитарной рефлексии университетских ориентиров успешности, оправдывающих имя «Универси­тет», предпринятой в формате ректорского семинара профессорами Тюмен­ского индустриального университета. Рефлексия проявила значимую роль этоса университета в его успешности. Соотнесение в процессе рефлексии ценностных ориентиров развития университета, обнаруживающихся в практике трансформирования этических рисков, акцентировало внимание на поддержании межпоколенческой академической коммуникации как факторе устойчивости.

Ключевые слова: имя «университет», гуманитарная рефлексия, рек­торский семинар, профессорство, этос университета.

Для цитирования: Бакштановский В.И., Богданова М.В. Имя «Университет»: актуальный ценностный ориентир или факт исторической памяти? // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 59. С. 115 — 140.

Бакштановский Владимир Иосифович —  доктор философских наук, профессор, директор НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: bakshtanovskijvi@tyuiu.ru

Богданова Марина Владимировна —  доктор социологических наук, главный научный сот­рудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: bogdanovamv@tyuiu.ru

Кафедра прикладной этики

Абилькенова В.А. Станет ли блогерство профессией? (Блогерство — новый феномен среди профессий?)

Аннотация. От рассуждений двадцатилетней давности не заменит ли блогерство журналистику, чем отличается их нормативно-ценностная система и т.п., современный исследовательский дискурс конкретизирует сегод­ня дискуссия вокруг процессов, которые характеризуют становление блогерства как новой профессии. И если в темах социологических опросов утверждение «Блогер – профессия будущего?» подвергается сомнению, постановкой вопросительного знака, то, например, в таком же названии первого подкаста Общественной коллегии по жалобам на прессу имеет утвердительный смысл [3].

Ключевые слова: этика блогера, профессиональная этика журналис­та, блогерство, блогер, профессионализация, моральные индикаторы про­фессии.

Для цитирования: Абилькенова В.А. Станет ли блогерство профессией? (Блогерство — новый феномен среди профессий?) // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 59. С. 141 — 156.

Абилькенова Валерия Анатольевна —  кандидат социологических наук, ведущий научный со­трудник НИИ ПЭ ТИУ; доцент Гуманитарного института Югорского государственного университета, руководитель ОПОП «Журналисти­ка»; электронная почтаKab-valerya@mail.ru

Из истории инновационной парадигмы

Опыт гуманитарной экспертизы конфликтного состояния нравственности в российском обществе начала 90-х гг. ХХ в.

«На пути к гражданскому обществу: нравственные оппозиции» (Анкета)

Батыгин Г.С. Этика дела и/или этика долга.

Сагатовский В.Н. Гражданское общество или человеческая общность?