Журнал «Ведомости прикладной этики» Выпуск 60
Ведомости прикладной этики. Выпуск 60 номер 2.
Тема выпуска: Перспективы прикладной этики в меняющемся мире.
Теоретический поиск
Сычев А.А. Прикладная этика в обществе риска
Аннотация. В статье рассмотрены различные варианты этического регулирования проблем, связанных с рисками. Описаны особенности рисков, характерных для традиционного и индустриального обществ, и базовые варианты реагирования на них: этика выживания и этика успеха. В постиндустриальном обществе индивидуальные действия способны привести к максимально негативным последствиям для всего человечества. В этих условиях необходима выработка новых вариантов нормативного реагирования на риски, отличающихся глобальностью и высокой степенью неопределенности. Поиск и обоснование таких вариантов является одной из задач современной этики. Проанализированы подходы к рискам, предложенные в основных этических программах: этике добродетели, утилитаризме, деонтологии. Показано, что они были соразмерны рискам традиционного и индустриального общества, однако в условиях «больших рисков» сталкиваются с серьезными проблемами. Для их разрешения необходима новая этическая теория, которая активно формируется в пространстве прикладной этики. Среди различных ее парадигм две крайние позиции занимают образы этики, сводящие решение вопросов либо к особенностям этической инфраструктуры организации, либо к акту свободного волеизъявления личности. Однако ни этика личного выбора, ни организационная этика не способны эффективно справиться с рисками современного общества. Инновационная прикладная этика требует преодоления как личностного волюнтаризма, так и отчуждения индивида от морального выбора. Ориентирами такой этики, как представляется, являются принцип минимизации риска в духе приоритарианизма и внедрение «фронестических технологий», где, с одной стороны, происходит обсуждение теоретических норм и их конкретизация применительно к локальным особенностям, а с другой – в ходе практической реализации этих технологий очерчиваются контуры теории прикладной этики. Тенденции развития прикладной этики позволяют говорить о том, что инновационная парадигма, разрабатываемая тюменской этической школой, обладает высоким потенциалом для выработки нормативных решений по преодолению «больших рисков» современности.
Ключевые слова: прикладная этика, риск, общество риска, глобальность, неопределенность, выживание, успех, ответственность, Другой фронезис.
Для цитирования: Сычев А.А. Прикладная этика в обществе риска // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 60. С. 10 — 25.
Сычев Андрей Анатольевич — д.ф.н., проф., профессор кафедры философии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: sychovaa@mail.ru
Аннотация. Условия постсовременного мира меняют научный статус и общественную миссию прикладной этики, трансформируя ее в самостоятельную академическую дисциплину. Теперь развитие ее не столько связано с философской этикой как таковой, сколько с идейно-мировоззренческой динамикой всей цивилизации. И новое просвещение отныне исходит в большей степени именно от практической этики, чем от социальной философии. В этом обновленном качестве она выступает в роли нового глобального «просветителя», источника обновленных культурных смыслов и ценностей. Главный вызов, который формулирует она для высшего образования, заключается в том, каким образом прикладная этика будет включена в университетские программы и как будет выстроена ее дидактика. Пока мы не имеем четких ответов на эти вопросы, и поскольку каждый вуз будет, видимо, принимать ответственное решение автономно, вся система национального гуманитарного образования может приобрести асимметричный и асинхронный характер. Однако несмотря на эти риски другого выбора история нам, похоже, не оставляет.
Ключевые слова: прикладная этика, философская этика, практическая этика, новое просвещение.
Для цитирования: Согомонов А.Ю. На пути к просвещению (прикладная этика занимает нишу классической социально-нравственной философии) // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 60. С. 26 — 41.
Согомонов Александр Юрьевич — к.ист.н., ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: sogi@mail.ru
Прокофьев А.В. Преподавание профессиональной этики: теоретический контекст и личный опыт
Аннотация. В статье предпринята попытка раскрыть теоретический контекст профессионально-этического образования. В первой ее части рассматривается вопрос о том, каким образом в комплексном феномене профессиональной этики соединяются теоретические и нормативно-практические элементы. Хотя под профессиональной этикой принято подразумевать и теоретическую дисциплину (ветвь этического знания), и особую область морального регулирования (ценности, нормы, а также индивидуально-психологические, коммуникативные и институциональные механизмы их внедрения в жизнь), автор статьи не считает, что такое словоупотребление нуждается в реформировании. Применение одного и того же термина в данном случае подчеркивает единство практики, то есть самого функционирования малых нормативно-ценностных систем, и теории, их критической и моделирующей возможные изменения рефлексии. Вторая часть статьи посвящена анализу ближайшего по отношению к профессиональной этике родового понятия и более широкого явления – прикладной этики. Прикладная этика рассматривается автором как результат проекции или конкретизации общего ценностно-нормативного содержания морали применительно к специфике предметно и профессионально определенных практик. Эта проекция или конкретизация не является результатом прозрачного последовательного рассуждения от общего к частному и не может быть обеспечена с помощью усилий теоретиков. Моральные ценности и требования проецируются или конкретизируются в ходе сложных коммуникативных процессов, в которых задействованы сообщества людей, вовлеченных в ту или иную практику, а также ее многочисленные стейкхолдеры (стороны, заинтересованные в ее оптимальном функционировании). Рассуждение от общего к частному (от морального идеала к ценностям и нормам малой системы) всего лишь проясняет общую рамку таких процессов и задает точку отсчета для критики их результатов. Роль специалиста по прикладной этике состоит как в обнаружении такой рамки, так и в предоставлении консультационных услуг в ходе первичной институционализации конкретной малой системы или развития ее институтов. Специфика же профессиональной этики том, что на ее основе регулируется особый тип трудовой деятельности, а именно – труд профессионалов. Этот труд предполагает высокую степень автономии специалиста, условия для существования которой создает саморегулирующееся профессиональное сообщество с собственной нормативно-ценностной программой и поддерживающим ее реализацию институтом репутации. Именно поэтому так важно преподавание профессиональной этики. Оно является неотъемлемой частью профессионального образования в целом, которое превращает выпускника университета в полноценного представителя его профессионального сообщества. Курсы профессиональной этики призваны продемонстрировать студентам, что этичное поведение есть одна из составляющих профессионализма. Статья заканчивается анализом преподавательского опыта ее автора в этой сфере – работы с двумя очень разными контингентами будущих профессионалов: психологами-консультантами и школьными учителями.
Ключевые слова: мораль, этика, прикладная этика, профессиональная этика, профессионализм, преподавание прикладной этики, российские университеты.
Для цитирования: Прокофьев А.В. Преподавание профессиональной этики: теоретический контекст и личный опыт // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 60. С. 42 — 63.
Прокофьев Андрей Вячеславович — д.ф.н., проф., ведущий научный сотрудник сектора этики Института философии РАН; ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: avprok2006@mail.ru
Скворцов А.А. Прикладная этика: перспективы конструирования образовательных программ
Аннотация. Статья посвящена перспективам разработки образовательных программ по направлению «Прикладная этика». Как исследовательской области прикладной этике удалось закрепиться среди гуманитарных наук, но её массовое преподавание в высшей школе по оригинальным образовательным стандартам до сих пор не началось. Эта неудача связана как с бесконечными реформами высшего образования, не дающими развернуть инновационные направления подготовки, так и с отсутствием ясных, понятных для абитуриентов, отличительных черт самого направления. С введением в действие нового перечня специальностей прикладная этика получит возможность развиваться в качестве полноценного двухуровневого фундаментального образования. Автор показывает, что для достижения успеха программе следует отходить от абстрактных теоретических моделей и строиться вокруг обсуждения самых острых моральных коллизий современности. Её проектирование должно предусмотреть создание дискуссионных площадок для организации диалога по ценностным вопросам всех заинтересованных сторон. Отсюда основными компетенциями образования в области прикладной этики должны стать навыки ценностной аргументации, умение обосновывать моральную позицию, прогнозирование этических рисков, способность видеть последствия непродуманных решений для морального состояния общества и т.д.
Ключевые слова: этика, прикладная этика, образование, образовательные программы, магистратура, ценности, ответственность.
Для цитирования: Скворцов А.А. Прикладная этика: перспективы конструирования образовательных программ // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 60. С. 64 — 72.
Скворцов Алексей Алексеевич — к.ф.н., доцент кафедры этики, Философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; электронная почта: lambis@mail.ru
Беляева Е.В. Опыт преподавания прикладной этики в Белорусском государственном университете
Аннотация. Статья посвящена истории развития и презентации опыта преподавания прикладной этики в Белорусском государственном университете. Раскрываются содержание и организационно-методические основы преподавания различных дисциплин этого спектра. Характеризуется методика преподавания прикладной этики, возможности индивидуальных творческих проектов и дистанционного обучения, позволяющего индивидуализировать процесс образования. Подводятся итоги преподавания прикладной этики на предыдущем этапе общественно-исторического развития.
Ключевые слова: прикладная этика, методика преподавания, дистанционное обучение, биоэтика, этика бизнеса.
Для цитирования: Беляева Е.В. Опыт преподавания прикладной этики в Белорусском государственном университете // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 60. С. 73 — 79.
Беляева Елена Валериевна — д.ф.н., доцент, Белорусский государственный университет (БГУ); электронная почта: belyaeva.minsk@gmail.com
Аннотация. Цифровой формат коммуникации открывает широкие возможности презентации эмоционально-оценочных мнений и переживаний. Это порождает проблему баланса между институтом свободы слова и совести, техническими возможностями их выражения, и ‒ необходимостью обеспечения личностной и институциональной безопасности, минимизации репутационных рисков, других издержек. Цифровая формализация коммуникации, обеспечивая глубокую дивергенцию смысловых картин мира и соответствующей ценностной регуляции, одновременно создает их пересечения и наложения. Тем самым, сетевые коммуникации порождают конфликты различных смысловых картин мира. Возникает нетривиальная проблема этической экспертизы такого взаимодействия и ответственности за его результаты. Это выражается в необходимости нового осмысления ответственности – не только как социального института, но и как проявления субъектности, как источника, средства и результата социальной коммуникации.
Ключевые слова: комплексная гуманитарная экспертиза, прикладная этика, социальная коммуникация, фейки, ценностно-регулятивные системы, цифровизация
Для цитирования: Тульчинский Г.Л. Цифровизация коммуникации и прикладная этика: ценностная регуляция, ответственность и парресия // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 60. С. 80 — 90.
Тульчинский Григорий Львович — д.ф.н., проф., профессор Санкт-Петербургского государственного университета, кафедра междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук; профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» – Санкт-Петербург; заслуженный деятель науки РФ; электронная почта: gtul@mail.ru
Перов В.Ю., Головков В.В. Прикладная этика: «цифровое» переосмысление
Аннотация. Прикладная этика возникла в двадцатом веке на фоне разнообразных факторов, основным из которых явился научно-технический прогресс и его продукт – технологии. Дискуссии прошлого были сосредоточены на обосновании необходимости данной дисциплины и на её парадигмах. В настоящее время подобные вопросы представляются вторичными, однако историческая ретроспектива позволяет с большей точностью оценить состояние актуальных этико-прикладных проблем. Предпринятый в статье анализ приводит к выводу, что на сегодня самыми влиятельными, имеющими этическое значение, факторами являются цифровые технологии. Они же, в силу своей распространённости, изменяют как общество в целом, так и прикладную этику в частности. Цифровые технологии побуждают пересматривать такие этические понятия как: моральный агент, который не обязательно должен быть даже живым; ответственность, которая перестаёт мыслиться как исключительно причинность и виновность субъекта действия; доверие, которое становится одним из главных факторов моральной легитимности; идеалы достоинства и автономии личности в контексте использования персональных данных как инструмента технологического прогресса. Закономерным итогом развития прикладной этики с этой точки зрения является появление профессионалов нового типа, сочетающих в себе как этико-прикладные знания, так и специализированные компетенции в сфере технологий. Для появления подобного рода специалистов крайне важно установление и развитие повсеместного этического образования.
Ключевые слова: прикладная этика, цифровые технологии, моральный агент, ответственность, доверие, приватность, персональные данные, профессиональная этика.
Для цитирования: Перов В.Ю., Головков В.В. Прикладная этика: «цифровое» переосмысление // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 60. С. 91 — 102.
Перов Вадим Юрьевич — к.ф.н., доцент, зав. кафедрой этики, Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет; электронная почта: vadimperov@gmail.com
Головков Владислав Владимирович — бакалавр прикладной этики, магистрант Института философии Санкт-Петербургского государственного университета; электронная почта: golovkov.spb@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается вклад В.И. Бакштановского и Ю.В. Согомонова в профессиональную этику журналиста. Выделяется особо начатая ими системная работа по формированию у журналистов представлений о сути, значении, побудительных мотивах и системных затруднениях профессионально-морального выбора. Анализируется путь создания Общественной коллегией по жалобам на прессу этических документов медийного саморегулированию ‒ Медиаэтического стандарта Коллегии, Регламента Медиаэтической медиации.
Ключевые слова: моральный выбор; профессиональная этика журналиста; медиаэтический стандарт.
Для цитирования: Казаков Ю.В. «Не совсем письмо, не совсем на деревню, не совсем дедушке»: Владимиру Иосифовичу Бакштановскому — не юбилейное // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 60. С. 103 — 125.
Казаков Юрий Венедиктович — к.с.н., Сопредседатель Общественной коллегии по жалобам на прессу, РФ; электронная почта: jukazakov@gmail.com
Рубрика академика А.А.Гусейнова
Гусейнов А.А. Бакштановский как мой другой
Аннотация. Предлагаемые заметки посвящены 80-летию профессора В.И. Бакштановского. В них автор рассматривает общее направление творчества Бакштановского и своё отношение к нему, взяв в качестве ориентира понятие Другого. Выдвигается гипотеза, согласно которой этический анализ последнего возможен только в контексте философского учения о поступке, разработанного М.М.Бахтиным.
Ключевые слова: В.И. Бакштановский, прикладная этика, другой, поступок.
Для цитирования: Гусейнов А.А. Бакштановский как мой другой // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 60. С. 126 — 132.
Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович — д.ф.н., проф., академик РАН, Институт философии РАН; электронная почта: guseinov@iph.ras.ru
Миссия университета:
гуманитарное консультирование стратегии развития
Богданова М.В. Университетская этика, исследовательский протокол и интеграция университета
Аннотация. Интеграция университета в условиях его трансформирования предусматривает удерживание университетской идентичности при его открытости к изменениям. В статье анализируется потенциал профессионально-нравственных ориентиров профессора в качестве ценностного основания интеграции университета. Обсуждается разработанная В.И. Бакштановским концептуализация университетской этики, сочетающая проектно-ориентированную исследовательскую деятельность и ее практическое применение с использованием этико-прикладных технологий. Сочетание исследования профессионально-нравственных ориентиров этики профессора в изменяющемся ценностном университетском контексте, институционализации таких ориентиров в этическом кодексе, гуманитарной рефлексии конфликтности в понимании миссии университета его субъектами, этического консультирования возможностей согласования ценностных ориентиров ‒ позволяют говорить о востребованности разработанной В.И. Бакштановским концепции университетской этики в решении задач как интеграции университета в целом, так и инсталляции исследовательского протокола в том числе.
Ключевые слова: университетская этика, профессионально-нравственное самоопределение, интеграция, этос ученого, корпоративность университета, исследовательский протокол.
Для цитирования: Богданова М.В. Университетская этика, исследовательский протокол и интеграция университета // Ведомости прикладной этики. 2022. Выпуск 60. С. 133 — 143.
Богданова Марина Владимировна — д.с.н., главный научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: bogdanovamv@tyuiu.ru