Журнал «Ведомости прикладной этики». Выпуск 62

Ведомости прикладной этики 2023 № 2 (62)

Тема выпуска: ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА КАК УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ДИСЦИПЛИНА (II). 

Предисловие главного редактора

Теоретический поиск

Сычев А.А. Прикладная этика: обучение творчеством

Аннотация. В статье преподавание прикладной этики рассматривается в контексте основных характеристик современной морали. Если традиционные нормы вырабатывались для регуляции устойчивых взаимодействий, последствия которых можно было предсказать, то с ускорением темпов социальных изменений человек столкнулся с проблемами, аналогов которых в прошлом не существовало. Наиболее важными характеристиками современной морали автор считает ее творческий характер (позволяющий решать новые проблемы) и диалогичность (предполагающая соотнесение личных интересов с интересами другого, других). Соответственно, процесс обучения прикладной этике предлагается реализовывать в контексте методологии проектной деятельности, которая предполагает разработку и презентацию оригинальных проектов, их реализацию, управление ими и (в случае масштабности проектов) их моделирование. Диалогический характер прикладной этики на уровне теории проявляется в активном взаимодействии этической мысли с профессиональным знанием, на уровне практики – в диалоге этического эксперта и субъекта принятия решения. Эти особенности прикладной этики предлагается учитывать и в процессе обучения: преподаватель этой дисциплины должен сочетать профессиональное и философское мышление, а в практике преподавания диалогическое начало должно проявлять себя, прежде всего, в отношениях между преподавателем и студентом как между равноправными собеседниками. Кроме того, нацеленность на диалог предполагает уважение не только к конкретному другому, но и к другим, коллективный моральный опыт которых отражен в этических теориях. В свою очередь, необходимо и встречное движение общества к личности, которое выражается, прежде всего, в создании таких условий, при которых она может свободно формировать и развивать свои способности к моральному творчеству.

Ключевые слова: прикладная этика, современная мораль, норма, поступок, творчество, нормотворчество, диалог, обучение.

Для цитирования: Сычев А.А. Прикладная этика: обучение творчеством // Ведомости прикладной этики. 2023.  №2 (62). С. 10 — 19.

Сычев  Андрей Анатольевич — д.ф.н., проф., профессор кафедры философии Национального исследовательского Мордовского госуда­рственного университета им. Н.П. Огарева, ведущий научный сотруд­ник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: sychovaa@mail.ru

Прокофьев А.В. Влияние теоретической концептуализации прикладной этики на ее преподавание в высшей школе (на материале учебной литературы по курсу «Прикладная этика»)

Аннотация. В статье проанализирован вопрос о том, каким образом представления о природе, статусе и содержании прикладной этики влияют на способы построения университетских учебных курсов по этому предмету. Автор выдвигает гипотезу о том, что существуют три основных направления такого влияния. Первое – связано с тем, что прикладная этика может пониматься как исследование малых ценностно-нормативных систем и как исследование открытых моральных проблем современного общества. Вто­рое направление определяется тем, что прикладная этика может рассмат­риваться как исследование любых морально-практических проблем: индиви­дуально-личностных, межличностно-коммуникативных, социально-институ­циональных или же как исследование проблем исключительно последнего типа. Третье направление задано разницей в понимании способов связи прикладной этики и нормативной этической теории: последняя может восприниматься как естественная и всеобъемлющая методологическая ос­нова прикладной этики или же как один из ее инструментов, к использованию которого следует относиться с осторожностью. Кроме оппозиций, связанных с теоретической концептуализацией прикладной этики, на пост­роение курсов существенным образом влияют и такие оппозиции как «евро­поцентризм – мультикультурность» и «доступность для неподготовленного учащегося – ориентация на учащегося, имеющего социально-гуманитарную подготовку». Материалом для исследо­вания всех этих влияний служит англоязычная учебная литература по прикладной этики последних 40 лет. В ходе исследования проанализированы учебные пособия по прикладной этике (10 изданий), хрестоматии по прикладной этике (4 издания), статьи о прикладной этике в специализированных энциклопедиях по этике (5 изда­ний), учебные пособия по отдельным проблемам и разделам прикладной этики (2 издательских серии).

Ключевые слова: этика, прикладная этика, преподавание прикладной этики, учебная литература по прикладной этике

Для цитирования: Прокофьев А.В. Влияние теоретической концептуализации прикладной этики на ее преподавании в высшей школе (на материале учебной литературы по курсу «Прикладная этика» // Ведомости прикладной этики. 2023. № 2 (62). С. 20 — 57.

Прокофьев Андрей Вячеславович —  д.ф.н., проф., главный науч­ный сотрудник, Институт философии РАН; ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: avprok2006@mail.ru

Согомонов А.Ю. Практическая мораль и «хакерская этика» в зеркале университетской дидактики

Аннотация. Прикладная этика активно завоевывает себе смысловое пространство в высшем образовании. Для образовательной политики, однако, гораздо важнее понимать, какая морально-дидактическая модель реализуется в рамках длительного периода обучения. И если прикладная этика выражает метафизику глобальных перемен, то практическая мораль – смыслы и ценности биографического проектирования. Традиционно принято считать, что генезис практической морали в обществе модернистского образца связан с «протестантской этикой», социологически описанной Вебером. Историческое развитие современной цивилизации, наступившем вслед за эпохой Просвещения, предполагало довольно узкий выбор между двумя разновидностями секулярной практической морали – этикой денег и этикой карьерного роста. Остальные стилевые разновидности выступали, скорее, в ранге маргинальных. В последней трети ХХ века свою альтернативу им предложили хакеры, сконструировавшие своеобразную «хакерскую этику», которая выступила как сущностная оппозиция всему протестантскому этосу. Постепенно ее идеи, ценности и принципы вышли за пределы узкой группы программистов, и сегодня их разделяют уже многие профессионалы, в особенности те, кто находится на «передовой» цивилизационных перемен. При этом, если вникнуть в содержание «хакерской этики», то несложно обнаружить в ней почти весь набор soft skills, которые обсуждаются сегодня теоретиками и практиками высшего образования. И в этом смысле, можно предположить, что именно «хакерская этика», оформленная в виде дидактического продукта, способна послужить своего рода введением студентов в актуальную прикладную и профессиональную этики.

Ключевые слова: практическая мораль, хакерская этика, «нэтика», университетская дидактика.

Для цитирования: Согомонов А.Ю. Практическая мораль и «хакерская этика» в зеркале университетской дидактики //Ведомости прикладной этики. 2023. № 2 (62). С. 58 — 73.

Согомонов Александр Юрьевич — к. ист. н., ведущий научный со­трудник Института социологии ФНИСЦ РАН, ведущий научный сотру­дник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: sogi@mail.ru

Скворцов А.А. Прикладная этика как гуманитарный универсум

Аннотация. Автор утверждает, что прикладная этика – принципиально живая, дискуссионная область знания, потенциально имеющая серьезные перспективы в образовательном мире. Уже сейчас под разными названиями ее часто помещают в учебный план различных специальностей, чтобы преодолеть рутину учебного процесса. Прикладная этика вращается вокруг наиболее острых, сложных дилемм социальной практики, оценивает моральные риски неоднозначных явлений и по мере возможностей предлагает решение опасных коллизий. Поскольку моральных дилемм становится все больше, а внятных возможностей их решения все меньше, то пространство прикладной этики может стать важной площадкой для обсуждения значимых социальных затруднений. Прикладную этику трудно назвать гуманитарной наукой в силу отсутствия надежных теоретических положений и конкретной предметной области, но ее можно отнести к «гуманитарным универсумам». Она включает в себя черты коммуникативных и поведенческих наук, направлена на поиск практических решений, и у нее есть возможности применять экспериментальный метод. Для достижения устойчивого положения в академическом мире ей требуется не только включение в различные образовательные программы, но и создание научных центров при университетах, которые бы адаптировали содержание современной прикладной этики для преподавания.

Ключевые слова: этика, прикладная этика, гуманитарные науки, мораль, моральные дилеммы, образование, образовательные программы.

Для цитирования: Скворцов А.А. Прикладная этика как гуманитарный универсум // Ведомости прикладной этики. 2023. № 2 (62). С. 74 — 82.

Скворцов Алексей Алексеевич —  к.ф.н., доцент кафедры этики, Философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; электронная почта: lambis@mail.ru

Беляева Е.В. Прикладная этика как научная дисциплина (не)существует

Аннотация. Прикладная этика как научная дисциплина существует в модусе этико-философского знания. Прикладные исследования, находящиеся в предметном, проблемном и категориальном поле философии, защищаются по специальности 09.00.05 – этика. Множество конкретных приклад­ных этик преподаются как учебные дисциплины, но научными они не являются, существуют в модусе трансдисциплинарного знания, обогащая содержание различных научных специальностей.

Ключевые слова: прикладная этика, научная дисциплина, научная специальность, диссертации по прикладной этике.

Для цитирования: Беляева Е.В. Прикладная этика как научная дисциплина (не)существует // Ведомости прикладной этики. 2023. № 2 (62). С. 83 — 91.

Беляева Елена Валериевна —  д.ф.н., доцент, Белорусский госу­дарственный университет; электронная почта: belyaeva.minsk@gmail.com

Тульчинский Г.Л. Прагмасемантические каскады интерфейсов прикладной этики

Аннотация. В работе продолжено обобщение ранее осуществленной рефлексии опыта преподавания тематики, связанной с прикладной этикой. Такой опыт показывает, что в различных образовательных программах прикладная этика выступает как распределенная дисциплина, которая ориентируется на соответствующие профессиональные этосы как ценностно-ре­гулятивные системы. Возможность построения обобщающей концепции пре­подавания прикладной этики зависит от возможности выстраивания уровней конкретизации соответствующих социально-культурных практик.

Ключевые слова: гуманитарная экспертиза, образование, прагмасемантика, прикладная этика, смыслообразование, субъектность, ценностно-регулятивные системы.

Для цитирования: Тульчинский Г.Л. Прагмасемантические каскады интерфейсов прикладной этики // Ведомости прикладной этики. 2023. № 2 (62). с.92 — 95.

Тульчинский Григорий Львович —  д.ф.н., проф., профессор Санкт-Петербургского государственного университета, кафедра меж­дисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных на­ук; профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» – Санкт-Петербург; заслуженный дея­тель науки РФ; электронная почта: gtul@mail.ru

Кафедра прикладной этики: актуальный опыт

Гаврилина Е.А. Сравнение академической честности в университете в эпоху технологий

Аннотация. Статья посвящена изменениям академического этоса в условиях развития технологий и функционирования академического капитализма. Описаны практики академического мошенничества, как студенческие, так и в профессиональной среде. Названы способы борьбы с академическим мошенничеством. Среди них можно выделить две группы: карательные и ориентированные на ценности. Карательные практики плохо способствуют пресечению академической нечестности, а ориентированные на ценности, будучи более эффективными в длительной перспективе, воспринимаются, однако только на уровне формирования этических кодексов в университетах. Показана опасность девальвации ценности науки, если не удастся сохранить ее этос и академическую честность как высшую ценность.

Ключевые слова: академический этос, академические ценности, академическая честность, академическое мошенничество, академические тексты, генеративные нейросети, Chat GPT.

Для цитирования: Гаврилина Е.А. Сравнение академической честности в университет в эпоху технологий // Ведомости прикладной этики. 2023. № 2 (62). С. 96 — 103.

Гаврилина Елена Александровна — к.ф.н., доцент, с.н.с. Центра научно-информационных исследований по науке, образованию и тех­нологиям, ИНИОН РАН; электронная почта: gavrilina@inion.ru

Миссия университета:

гуманитарное консультирование стратегии развития

Богданова М.В. Этос трансформируемого университета: амбивалентность норм и потенциал для интеграции

 

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности этоса университета в ситуации смешения ценностных ориентиров его трансформирования. К одной из таких особенностей автор относит фрагментарность этоса университета. Одновременное воздействие на символическое пространство университета разнонаправленных стратегий трансформирования создает амбивалентность ценностных ориентиров практики научно-образо­вательной деятельности и производит изменения в этосе. Утрачивается способность этоса поддерживать границы символического пространства университета как института, имеющего уникальное предназначение в обществе. Трансформации, порождающие столкновение различных ценностных установок относительно развития научно-образовательной деятельности, создают запрос на интеграцию преподавателя; профессионального сообщества в университете, университетов в образовательном пространстве. Открытые дискуссии преподавателей о ценностных ориентирах новых подходов к изменению образования с учетом имеющегося опыта инноваций предлагается рассматривать в качестве одного из значимых факторов его интеграции.

Ключевые слова: этос университета; ценностные ориентиры, трансформируемый университет, инновации.

Для цитирования: Богданова М.В. Этос трансформируемого университета: амбивалентность норм и потенциал для интеграции // Ведомости прикладной этики. 2023. № 2 (62). С. 104 — 119.

Богданова Марина Владимировна —  д.с.н., главный научный сот­рудник НИИ прикладной этики, Тюменский индустриальный университет; электронная почта: bogdanovamv@tyuiu.ru

Отечественная социально-этическая мысль:

избранные страницы

Согомонов А.Ю. Моральная философия и ранняя образовательная практика в России. В.Н.Татищев — просветитель и основоположник отечественной инженерной дидактики

Аннотация. Отечественная просветительская мысль в первой половине XVIII века преимущественно реализовывалась в форме моральной философии, составленной эклектическим образом из идей и концепций, почерпнутых из гуманистической традиции, рациональной философии раннего Нового времени и религиозной теологии. В.Н. Татищев (1685-1750) – самая яркая фигура среди мыслителей и государственных деятелей первого «петровского призыва». Его деятельность на Урале связана не только с горнодобычей, устроением заводов и местной жизни, но и с организацией первых образовательных учреждений, ориентированных как на общее, так и на техническое образование. За свои 17 лет, которые он провел на Урале, им были заложены «основы» образовательной политики России, в том числе и в сфере инженерного дела. К числу его базовых философско-дидактических «новаций» можно отнести многие образовательные принципы и нормы, которые впоследствии долгие столетия составляли отечественную «колею истории». Среди них: (а) тотальное переподчинение образования государству, (б) трактовка инженерной профессии как служения государству, (в) организация набора детей по принципу «обязательного призыва» из всех сословий, (г) отказ от свободного распределения выпускников в пользу принуждения к работе на государственных заводах, (д) педагогический и поведенческий контроль за корпусом учителей, и т.д. Татищев был первым русским идеологом радикального государственничества, выразителем «аксиологии этатизма». Анализ философско-практического наследия Татищева помогает лучше раскрыть социальные особенности вступления России в стадию ранней модернизации и построения ею своего варианта общества модерного типа.

Ключевые слова: моральная философия, Василий Татищев, Просвещение, инженерное образование, «аксиология этатизма», «колея истории», «институциональная память».

Для цитирования: Согомонов А.Ю. Моральная философия и ранняя образовательная практика в России. В.Н.Татищев — просветитель и основоположник отечественной инженерной дидактики // Ведомости прикладной этики. 2023. № 2 (62). С. 119 — 137.

Согомонов Александр Юрьевич —  к. ист. н., ведущий научный со­трудник Института социологии ФНИСЦ РАН, ведущий научный сотру­дник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: sogi@mail.ru

Из истории инновационной парадигмы

 Храм или лаборатория.

Бакштановский В. Предмет как всякий другой…

Кокашинский В. Этика этики

Бакштановский В.И. Принцип разработки и методика применения практикума

Бакштановский В.И. Образ профессионала в сфере прикладной этики: запросы практики, ориентиры от образовательных программ, приложения от этико-прикладного знания