Ведомости прикладной этики. Выпуск 57

Ведомости прикладной этики. Выпуск 57

Тема: «Цифровизация образования и университетская этика: две вещи совместны ли?» (PDF)

Предисловие редактора 

Теоретический поиск 

Прокофьев А.В. Цифровизация университета: угрозы и возможности

Аннотация. Начало широкого использования университетами цифровых образовательных технологий, которое часто называют в литературе возникновением «цифрового университета», порождает две ключевые этические проблемы. Первая – оценка самих происходящих изменений и тех конкретных способов, которыми они осуществляются, на основе комплексной миссии университета, а также идеи общественного блага. Решение этой проблемы требует от академического сообщества определить, что в процессе цифровизации высшего образования действительно содействует повышению его качества, а что всего лишь инструмент очередной бюрократической оптимизации университета. Необходимо также найти, где проходят границы между справедливой защитой корпоративного интереса и попытками сдержать научно-технический прогресс в своей профессиональной сфере. Вторая проблема – совершенствование профессионально-этического регулирования в академической среде в условиях нарастающей цифровизации. Решение ее требует дополнения кодексов и правил поведения, уточнения регламентов этических комиссий и комитетов и т.д. В основном статья посвящена анализу первой проблемы. В качестве практических контекстов использованы два относительно недавних кейса, один из которых является незавершенным: 1) реакция преподавателей философского департамента государственного университета Сан-Хосе (Калифорния, США) на попытки администрации включить в учебный план on-line курс гарвардского профессора Майкла Сэндела «Справедливость» (2013); 2) обсуждение проекта преобразования системы государственной аккредитации российских вузов, предполагающего обязательное широкое использование в базовых университетах on-line курсов, созданных в университетах ведущих (2018–2020). Хотя широкое использование наиболее удачных из них является логичным следствием цифровизации высшего образования и в идеале способно сделать университетскую среду более конкурентной, дать студентам доступ к последним достижениям их научной дисциплины, сформировать сообщества сотрудников разных университетов, преподающих эти курсы. Однако оно создает слишком большой простор для бюрократического наступления на университет, ограничения академической свободы и радикального сокращения преподавательского состава. Российский опыт реформ высшего образования заставляет видеть в нем скорее угрозу, чем возможность.

 Ключевые слова: мораль, академическая этика, миссия университета, реформирование высшего образования, цифровизация университета, массовые on-line курсы

Для цитирования: Прокофьев А.В. Цифровизация университета: угрозы и возможности // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 57. С. 10-33.

Прокофьев Андрей Вячеславович, д.ф.н., проф., ведущий научный сотрудник сектора этики Института философии РАН; ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: avprok2006@mail.ru

Тульчинский Г.Л. Цифровизация: возможности и социально-гуманитарные издержки 

Аннотация. Статья содержит попытку обобщения вызовов образованию со стороны его социального контекста, динамично трансформирующегося в условиях цифровизации. Особенно важны эти вызовы для образования социально-гуманитарного профиля, наиболее систематическое представление о котором дает модель либерального образования (Artes Liberalis).

Ключевые слова: образование, университет, цифровизация, этика.

Для цитирования: Тульчинский Г.Л. Цифровизация: возможности и социально-гуманитарные издержки // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 57. С. 34-47

Тульчинский Григорий Львович, д.ф.н., проф., профессор Санкт-Петербургского государственного университета, кафедра междисцип­ли­нарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук; профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа эконо­мики» – Санкт-Петербург, департамент прикладной политологии; заслу­женный деятель науки РФ;  электронная почта: gtul@mail.ru

Согомонов А.Ю. Цифровой уиверситет в информационном обществе: этические аспекты текущей трансформации

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы быстрой трансформации современного университета, перехода вузов в условиях пандемии на тотально удаленное обучение и определение перспектив генезиса нового феномена — «цифровой университет». Цифровизация высшего образования началась давно, однако только сейчас становится понятно, что речь идет не о дополнительных возможностях, добавленных к классической модели университета, а становлении новой институциональной модели. Она предполагает фундаментальные изменения в ролевых статусах, целях и миссии. Логичное продвижение цифровой трансформации университетов от простой «удалёнки» к использованию «искусственного интеллекта» обрушит традиционную университетскую культуру, сформирует новую ценностно-норма­тивную среду и постклассическую университетскую этику.

Ключевые слова: цифровой университет, информационное общество, искусственный интеллект, этический университет.

Для цитирования: Согомонов А.Ю. Цифровой университет в информационном обществе: этические аспекты текущей трансформации // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 57. С. 48-63

Согомонов Александр Юрьевич, к.ист.н., ведущий научный сотруд­ник Института социологии ФНИСЦ РАН, ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: sogi@mail.ru

Скворцов А.А. Этика в цифровом образовании: как «любовь к дальнему» развивает «любовь к ближнему»

Аннотация. Автор рассуждает об изменениях в академической культуре и этике, произошедших после введения в российских вузах дистанционного обучения. Сам процесс цифровизации можно признать положительным и прогрессивным, но он не имеет прямого отношения к тому, что происходит в университетской среде во время пандемии. Дистанционное обучение наступило во многом внезапно, и далеко не все поняли, что обычные педагогические методики невозможно применить в этих условиях без потери эффективности образования. Во многих университетах, где царит безличная деловая культура, ориентированная только на достижение контрольных цифр, дистанционное образование свелось к банальной отчетности; никакой особой цифровизации там не случилось. И только в тех университетах, где ещё осталась подлинная академическая этика, ориентированная на содержательную академическую работу, дистанционное образование могло вестись на высоком уровне, в т.ч. с использованием современных цифровых технологий. Но для этого надо принять иные ценностные установки, главные из которых – принципиальное равенство двух сторон образовательного процесса, взаимное доверие, желание учиться и развиваться, совместное проектирование программ учебных занятий. После окончания пандемии, когда разумно ожидать повышения интереса к образованию, эти ценностные установки могут успешно применяться при очном обучении.

Ключевые слова: этика, академическая этика, наука, образование, ценности, дистанционное обучение, цифровизация, пандемия.

Для цитирования: Скворцов А.А. Этика в цифровом образовании: как «любовь к дальнему» развивает «любовь к ближнему» // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 57. С. 64-73

Скворцов Алексей Алексеевич, к.ф.н., доцент кафедры этики, Фило­софский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; электронная почта: lambis@mail.ru

Сычев А.А. Этикет и этика видеоконференции

Аннотация. В статье формирование этики и этикета видеоконференций рассматривается как пример нормотворческой деятельности, призванной в сжатые сроки упорядочить пространство взаимодействия большого количества людей в относительно новом и непривычном окружении. Выделяются этапы, субъекты, ценностные основания этого нормотворчества. Показано, как по мере увеличения количества инцидентов и конфликтных ситуаций выявляются основные проблемные места группового взаимодействия в дистанционном режиме, и разработчики платформ и пользователи предлагают нормы, способные решить проблемы или смягчить их остроту. Автор фиксирует наиболее распространенные нормы проведения видеоконференций. Показывается, что для осмысления и систематизации этих норм необходимо их рассмотрение в определенном ценностном контексте. Для этого следует определиться, являются ли процессы форсированной цифровизации общения благом или вынужденным процессом, следует ли применять старые нормы к новым условиям или конструировать новые нормы, исходя из этих условий и т.д. Делается заключение, что такой анализ – задача для будущих научных исследований, этических экспертиз, публичных обсуждений, ведущей площадкой, для организации которых могут стать современные университеты. Выводы статьи могут быть полезны для понимания специфики нормотворчества в информационном обществе.

Ключевые слова: этикет, деловая этика, видеоконференции, цифровая этика, нормы, ценности, нормотворчество.

Для цитирования: Сычев А.А. Этикет и этика видеоконференции // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 57. С. 74-82

Сычев Андрей Анатольевич, д.ф.н., проф., профессор кафедры философии Национального исследовательского Мордовского госу­дар­ствен­ного университета им. Н.П. Огарева; электронная почта: sychevaa@mail.ru

Алексеева Д.А., Алексеева И.Ю. Преподаватель в контексте цифровизации образования

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы изменения роли и статуса университетского преподавателя с учетом проекта цифровизации образования, созданного ЦСР и ВШЭ в «докороновирусный» период, и получившего новые импульсы в связи с вынужденным переводом образования на дистанционный режим в условиях эпидемической опасности. Обсуждается вопрос о функциях преподавателя в создании образовательного видеопродукта, об опасности превращения «цифровой педагогики» в средство манипуляции студентом.

Ключевые слова: цифровизация образования, новое образование, философия образования, самосознание преподавателя, этика преподавателя, цифровая педагогика.

Для цитирования: Алексеева Д.А., Алексеева И.Ю. Преподаватель в контексте цифровизации образования // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 57. С. 83-92

Алексеева Дарья Александровна, канд. философ. наук, доцент кафедры онтологии и теории познания, Философский факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; электронная почта: alexdaralex@gmail.com

Алексеева Ирина Юрьевна, д.ф.н., ведущий научный сотрудник сек­тора философских проблем социальных и гуманитарных наук, Институт философии РАН; электронная почтаialexeev@inbox.ru

Беляева Е.В. Влияние травматических социальных ситуаций на университетскую этику в цифровом пространстве

Аннотация. Текст посвящен взаимосвязи травматических социальных ситуаций, к которым можно отнести пандемию COVID-19, протестное движение в Беларуси – 2020, а также изменения в этике университета, в том числе в цифровом пространстве. Развивается идея о том, что под воздействием травматических социальных ситуаций люди начинают уделять первостепенное значение нравственным отношениям в реальности, что определяет функционирование и академической этики университета, и цифровой этики как поведения в виртуальной среде.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, травматическая социальная ситуация, белорусский протест – 2020, этика университета, цифровая этика.

Для цитирования: Беляева Е.В. Влияние травматических социальных ситуаций на университетскую этику в цифровом пространстве // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 57. С. 93-101

Беляева Елена Валериевна, д.ф.н., доцент, Белорусский госу­дарственный университет (БГУ);  электронная почта: belyaeva.minsk@gmail.com

Апресян Р.Г. Этико-коммуникативные аспекты цифровизации образования

Аннотация. В статье рассматриваются этико-коммуникативные аспекты педагогического взаимодействия, опосредованного цифровизацией образования. Прежде всего имеются в виду условия соблюдения интересов и прав участников образовательного процесса, предупреждения нанесения им ущерба, создания для студентов равных возможностей, содействия благу участников образовательного процесса, обеспечения предпосылок для наиболее комфортного и продуктивного решения образовательных задач. Предмет преимущественного внимания ‒ особенности учебного взаимодействия в контексте обучения на удалении. Обучение на удалении и дистанционное обучение имеют сходство в том, что преподаватели и студенты, будучи разделены топографически, соединены в виртуальном пространстве образовательной среды. Но оно отличается от дистанционного обучения тем, что учебная деятельность проходит в виртуальных аудиториях и регламентируется расписанием. Что чревато нравственно-психологическими сложностями. Обучение на удалении нуждается в дополнительных цифровых инструментах, которые позволили бы создать наиболее благоприятные условия для образовательного взаимодействия преподавателей и студентов.

Ключевые слова: цифровизация, дистанционное обучение, удаленное обучение, онлайн-обучение, академическая этика.

Для цитирования: Апресян Р.Г.  Этико-коммуникативные аспекты цифровизации образования // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 57. С. 102-112

Апресян Рубен Грантович, д.ф.н., проф., главный научный со­труд­ник, руководитель сектора этики Института философии РАН; ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; профессор кафедры фи­ло­софии, культурологии и социологии Новгородского государст­вен­ного университета имени Ярослава Мудрого; электронная почта: apressyan@iph.ras.ru

Рубрика академика А.А.Гусейного

Гусейнов А.А. Человек и его ответственность перед будущим

Аннотация. В статье рассматриваются различные перспективы ответственного поведения перед лицом будущего в зависимости от различного  его понимания. За исходный пункт проблемы взято положение академика И.Т.Фролова о том, что для создания людей более умных, мы сами должны быть умнее и выше тех, кого хотим создать. Проводится различие между внешним (объективированным) подходом ко времени и его внутренним (субъективистским) восприятием. Оно соотнесено с различным отношением к будущему, одно из которых видит в нем продолжение настоящего, а другое – открытое, ничем не ограниченное пространство для творчества. Рассмотрена нравственная мудрость, нацеливающая на то, чтобы жить так, как если бы каждый день был последним, и мысль Толстого о том, что людям не дано знать будущее. Показано, что идеализированное отношение к будущему реализуется в моральной установке, согласно которой зло не может быть аргументировано и обосновано благом будущего.

Ключевые слова: будущее, время, идеал, прогресс, мораль, Толстой Л.Н., Фролов И.Т.

Для цитирования: Гусейнов А.А. Человек и его ответственность перед будущим // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 57. С. 113-119

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович, д.ф.н., проф., академик РАН, Институт философии РАН; электронная почта: guseinov@iph.ras.ru

Миссия университета:

гуманитарное консультирование стратегии развития

Богданова М.В., Бакштановский В.И. Цифровизация образования и университетская этика — две вещи совместны ли?

 Аннотация. Изменяются ли в связи с цифровизацией универси­тетского образования и его технологии, и цели, и ценности − или изменяются только технологии, а цели и ценности остаются неизменными? В статье представлен опыт гуманитарной рефлексии образовательной деятельности университета в онлайн. Предпринятая профессорами Тюменского индустриального университета в формате ректорского семинара рефлексия работы в онлайн, в связи с пандемией covid-19 обозначила факторы морального свойства, влияющие на качество научно-образовательной деятельности. Она показала, что ценности университетской этики (в том числе служение в профессии, саморегулирование, моральный выбор) сохраняют для образовательной деятельности в онлайн значение базовых ориентиров. «Слепые пятна» и «зоны роста», обнаружившиеся в новой ситуации работы университета, создают запрос на согласование моральных ориентиров в исполнении высокой профессии.

Ключевые слова: университет, цифровизация образования, гуманитарная рефлексия, ценности университетской этики.

Для цитирования: Богданова М.В., Бакштановский В.И. Цифровизация образования и университетская этика — две вещи совместны ли?

Бакштановский Владимир Иосифович, д.ф.н., проф., директор НИИ ПЭ  ТИУ; электронная почта: bakshtanovskijvi@tyuiu.ru

Богданова Марина Владимировна, д.с.н., главный научный сот­рудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почтаbogdanovamv@tyuiu.ru

Кафедра прикладной этики

Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Этические проблемы университетов во время вынужденного удаленного обучения

Аннотация. В статье исследуются изменения в университетах Красноярска во время эпидемии covid-19. Процессы адаптации преподавателей к вынужденному удаленному обучению рассмат­риваются в сравнении с адаптацией к нему студентов. Показано, что многие преподаватели относятся к удаленному обучению как ко временному виду обучения, менее успешному, чем очное обучение. Заметная часть преподавателей видят перспективы использования технологий дистанционного обучения в будущем. Установлено, что в процессе перехода университетов к новым условиям удаленной работы возникло множество этических проблем и конфликтов, нуждающихся в разрешении.

Ключевые слова: этика университета, удаленное обучение, дистанционное образование, эпидемии covid-19, этические конфликты, адаптация, качество образования.

Для цитирования: Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Этические проблемы университетов во время вынужденного удаленного обучения // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 57. С. 147-158

Викторук Елена Николаевна, д.ф.н., проф., зав. кафедрой филосо­фии, социологии и религиоведения ФГБОУ ВО «Красноярский государствен­ный педагогический университет им. В.П.Астафьева»; электронная почта: eviktoruk@yandex.ru

Москвич Юрий Николаевич, к.физ-мат.н., ФГБОУ ВО «Сибир­ский федеральный университет», г. Красноярск; электронная почта: yumoskvich@mail.ru.

Из истории инновационной парадигмы

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Специфика теоретизирования в сфере воспитания

Аннотация: Публикуется раздел из монографии В.И. Бакштановского и  Ю.В. Согомонова «Введение в теорию управления нравственно-воспитательной деятельностью» о специфике теоретизирования в области нравственно-воспитательной деятельности. В тексте показан эвристический потенциал прикладных этических знаний в России, складывавшийся в 80-е годы ХХ века. Основное внимание уделяется вопросу об особенностях теоретизирования применительно к воспитанию как конкретной области научного знания.

Ключевые слова: формирование прикладной этики в России, воспитание, теоретизирование.

Для цитирования: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 57. С. 159-174

Бакштановский Владимир Иосифович, д.ф.н., проф., директор НИИ ПЭ  ТИУ; электронная почта: bakshtanovskijvi@tyuiu.ru

Согомонов Александр Юрьевич, к.ист.н., ведущий научный сотруд­ник Института социологии ФНИСЦ РАН, ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: sogi@mail.ru