Ведомости прикладной этики. Выпуск 58

https://old.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2014/09/Vedomosti-prikladnoj-etiki-Vypusk-58.pdf

Ведомости прикладной этики. Выпуск 58.

Тема выпуска:  Университетская этика: моральные проблемы цифровизации образования

Предисловие редактора

Теоретический поиск

Сычев А.А. Будущее университетского образования в условиях цифровизации 

Аннотация. «Цифровая революция», упростив доступ к инфор­мации, в то же время породила и обострила множество проблем, которые в долгосрочной перспективе способны поставить под сомнение само сущест­во­вание образования, особенно в традиционном университетском его понимании. Университет оказался перед необходимостью конкурировать за обучающихся с новыми игроками на рынке цифрового образования, и нет никаких гарантий, что из этой борьбы он выйдет победителем. Кроме того, наблюдается тенденция к стандартизации высшего образования, ограни­чению творческой деятельности, сворачиванию автономии и акаде­мических свобод преподавательского сообщества. Автор полагает, что университет может остаться востребованным и нужным лишь в том случае, если будет давать такое образование, которое невозможно оцифровать и стандартизировать. Университетское образование предполагает не только систему передачи знаний и контроль над его усвоением, но и процесс трансляции «неявного знания», практических умений, традиций и ценностей научного этоса. Кроме того, университет был и остается пространством неформального общения студента и преподавателя, студентов друг с другом, создания и укрепления социальных связей, которые во многом определяют характер дальнейшей жизни. Все эти элементы университетского образования невозможно реализовать вне «живого» взаимодействия участников образовательного процесса. Делается вывод: если у преподавателя, несмотря на все цифровые трансформации в обществе, сохранится возможность продолжать общение лицом к лицу со студентами, мотивировать, вдохновлять, создавать особую атмосферу общения, учить их творить новое, анализировать и обобщать информацию, принимать на себя ответственность и т.д., – университет сохранит свою нишу в системе образования будущего.

Ключевые слова: образование, университет, постиндустриальное общество, цифровые технологии, ценностная трансформация, будущее.

Для цитирования: Сычев А.А. Будущее университетского образования в условиях цифровизации // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 58. С. 9 — 16.

Сычев Андрей Анатольевич — д.ф.н., проф., профессор ка­федры философии Национального исследовательского Мор­довского государственного университета им. Н.П. Огарева; электронная почтаsychevaa@mail.ru

Согомонов А.Ю.  Цифровая этика для цифрового образования

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы ускоренной и массовой цифровизации образования, прежде всего высшего, за последние несколько лет и, особенно, в условиях текущего глобального карантина. Цифровизация создает параллельную образовательную реальность, в которой традиционные проблемы прикладной этики образования аннигилируются. На смену им приходят новые моральные дилеммы, пока не получившие должного рассмотрения в академическом сообществе. В англоязычной литературе термин «digital ethics» прижился, хотя используется весьма вольно, но в отечественной литературе словосочетание «цифровая этика» – все еще только научная метафора. Главный вызов содержится в активном развитии инструмента искусственного интеллекта, который явно обгоняет человека по его когнитивным способностям и объемам памяти. Однако «вручение» ему функций распространения и контроля в процессе обмена знаниями создает поле новых моральных коллизий. Возможности искусственного интеллекта не ограничены, но пока не удается передать ему навык моральной рефлексии, что делает прикладную этику цифрового образования ущербной. Автор предлагает свое видение будущего нарратива этики высшего образования в цифровых контекстах.

Ключевые слова: цифровой мир, цифровое высшее образование, искусственный интеллект, этико-прикладная рефлексия, цифровая этика.

Для цитирования: Согомонов А.Ю. Цифровая этика для цифрового образования в цифровом мире // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 58. С. 17 — 30.

Согомонов Александр Юрьевич —  к.ист.н., ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ;  электронная почта: sogi@mail.ru

Прокофьев А.В. Этика профессора в цифровом университете

Аннотация. В статье проанализированы некоторые направления трансформации профессиональной этики университетского преподавателя (профессора) в условиях цифровизации университета. Изменение обязанностей преподавателя прослеживается в связи с двумя тенденциями: 1) переводом значительной части преподавания в онлайн-формат, 2) формированием системы массовых онлайн-курсов, используемых в процессе обучения студентов университета. За точку отсчета принимается та система ценностей и норм, которая ориентирует деятельность преподавателя в условиях традиционной, контактной и внесетевой, работы (работы в физической аудитории и реальном кампусе). Обязанности преподавателя классифицируются в соответствии с вопросами: «чему учить?», «как учить?», «как оценивать?». Что касается первого вопроса, то ключевой обязанностью преподавателя является защита академической свободы, то есть возможности формировать образовательное содержание курсов, опираясь на собственную экспертную оценку состояния дел в преподаваемой дисциплине (какой-то частной науке). Сам по себе переход преподавания в онлайн-формат не создает существенных проблем для реализации этой обязанности, однако массовые онлайн-курсы превращают университетского профессора в «профессора-команду». Разделение труда внутри этой команды между разными специалистами по преподаваемой дисциплине, а также между ними и специалистами в области обучающих и информационных технологий радикально трансформирует саму академическую свободу и связанные с ней профессионально-этические требования. В отношении второго вопроса этически значимыми задачами преподавателя, работающего в цифровой среде, являются: 1) сохранение в новых условиях возможностей и позитивной роли межличностного контакта между преподавателем и студентами и между самими студентами, обучающимися на курсе; 2) обеспечение чувствительности к культурным различиям и локализованности преподавания; 3) соблюдение этических границ при использовании образовательной аналитики. Ответ на третий вопрос предполагает поиск новых способов формирования культуры академической честности и этически обоснованных методов наблюдения за выполнением отчетных заданий (в том числе онлайн-прок­торинга).

Ключевые слова: мораль, академическая этика, обязанности профессора, академическая свобода, цифровизация университета, дистанционное высшее образование, массовые онлайн-курсы.

 Для цитирования: Прокофьев А.В. Этика профессора в цифровом университете // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 58. С. 31-53.

Прокофьев Андрей Вячеславович — д.ф.н., проф., ведущий научный сотрудник сектора этики Института философии РАН; ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта:  avprok2006@mail.ru

Скворцов А.А. Этика и парадоксы цифровизации в академической среде

Аннотация. Статья посвящена этическим коллизиям, возникшим в результате массового перехода высшей школы на дистанционное обучение. Показано, что основные трудности этого перехода стали следствием излишней формализации в университетской среде, а также нарастающего отчуждения сотрудников и студентов от педагогического процесса. Большинство институтов образования не смогли адекватно ответить на возникающие этические риски, среди которых обострились привычные для вузов проблемы несправедливости и ответственности, появилась новая серьезная проблема анонимности в сетевом пространстве. К этическим трудностям добавилось распространенное ложное убеждение, что при переходе в цифровую среду можно без ущерба сохранить привычные методики и содержание образования. Как правило, учебные институты игнорировали необходимость их изменять, и в итоге общество столкнулось с тем, что цифровые технологии, способные при их творческом применении улучшить качество образования, на деле обернулись снижением его и значительным разочарованием учащихся.

Ключевые слова: этика, академическая этика, наука, образование, дистанционное обучение, цифровизация, пандемия.

Для цитирования: Скворцов А.А. Этика и парадоксы цифровизации в академической среде // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 58. С. 54-64.

Скворцов Алексей Алексеевич —  к.ф.н., доцент кафедры этики, Философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; электронная почта: lambis@mail.ru

Апресян Р.Г. Специфичны ли этические проблемы, связанные с цифровизацией образования?

Аннотация: В статье проводится мысль, что в публичных и специальных обсуждениях цифровизации образования нередко в этических терминах и в форме этической обеспокоенности выражаются переживания психологического дискомфорта, который возникает под воздействием разнонаправленных эффектов радикального обновления образования. Университетское сообщество (как в лице преподавателей, так студентов и университетских администраций) оказалось неготовым к полной цифровизации образовательного процесса, произошедшей под давлением объективных обстоятельств порожденных пандемией COVID-19. Цифровизация образования создает определенные этические проблемы, специфические для цифровизации и других сфер деятельности. Этические проблемы, как кажется, актуализируемые цифровизацией образования, присущи ему как таковому и обсуждаются именно в связи с образованием. Этической озабоченности заслуживает недостаточная поддержка преподавателей и студентов во время перехода на онлайн-обучение со стороны органов управления образованием разных уровней – от университетского до министерского, – обусловленная ограниченностью материальных и управленческих ресурсов, но не только, и это должно стать предметом общественного внимания.

Ключевые слова: цифровизация образования, дистанционная организация обучения, онлайн-образование, чат-бот, академическая этика.

Для цитирования: Апресян Р.Г. Специфичны ли этические проблемы, связанные с цифровизацией образования? // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 58. С. 65-74.

Апресян Рубен Грантович —  д.ф.н., проф., главный научный сотрудник, руководитель сектора этики Института философии РАН; ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ; профессор кафедры философии, культурологии и социологии Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого; электронная почта: apressyan@iph.ras.ru

Беляева Е.В. Студенты о нравственности в цифровой среде

Аннотация. Текст посвящен суждениям студенческой молодежи о функционировании нравственности в цифровой среде. Студенты демонстрируя адекватную моральную позицию, осознают собственную ответственность за нравственную коммуникацию в интернете, отдают себе отчет в том, что характер общения тоже зависит от действий самого субъекта. Нравственность в цифровом пространстве является отражением и продолжением нравственных отношений в реальности. Специфические особенности функционирования нравственных правил при электронной коммуникации не из­меняют ее сущности. Отдельные нормы нравственности могут получать в виртуальной реальности бо́льшее значение (запрет на буллинг и мошенничество), а другие функционируют в том же виде, как и в реальности (уважение старших и «не укради»).

Ключевые слова: нравственность в цифровой среде, ценностные ориентации, студенческая молодежь.

Для цитирования: Беляева Е.В. Студенты о цифровой среде // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 58. С. 75-85.

 Беляева Елена Валериевна —  д.ф.н., доцент, Белорусский государственный университет (БГУ); электронная почта: belyaeva.minsk@gmail.com

Тульчинский Г.Л.  Университетская этика и этикет в условиях цифровизации

Аннотация. В статье предложена попытка систематизации симптоматики трансформации этики и этикета в современном университете, обусловленной современными технологиями социальной коммуникации и презентации знаний. Эти трансформации являются серьезными вызовами не только в плане осмысления и формирования университетского этоса, но антропологии образования.

Ключевые слова: образование, университет, цифровизация, этика, этикет.

Для цитирования: Тульчинский Г.Л. Университетская этика и этикет в условиях цифровизации // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 58. С. 86-90.

Тульчинский Григорий Львович —  д.ф.н., проф., профессор Санкт-Петербургского государственного университета, кафедра междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук; профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» – Санкт-Петербург, департамент прикладной политологии; заслуженный деятель науки РФ; электронная почта: gtul@mail.ru

      Рубрика академика А.А.Гусейнова

Гусейнов А.А. Что нового в «новой этике»? 

Аннотация. В статье представлено мнение автора о возникшем в западных странах (прежде всего в США и Великобритании) морально окрашенном многоаспектном общественном движении, получившем название «новая этика», и отозвавшимся в последние годы эхом в России. Рассмотрена противоречивая (по преимуществу негативная, выраженная в масс медиа) реакция на это явление в России. Основное внимание уделено таким особенностям нравственности как базовой характеристики челове­ческого существования, которые приобретают актуальность в контексте «новой этики». Структурно статья выстроена вокруг трех вопросов: Почему моральное суждение о действиях человека нельзя распространять на индивидов, которые совершают их? Почему толерантность, наряду с терпимым отношением человека к жизненным позициям и убеждениям других людей, требует также уважительного отношения к ним? Могут ли нравственная ответственность и чувство вины индивида ограничиваться пространством его личного участия? Автор связывает новое и перспективное в «новой этике» с тем, что она выступает против понимания общественной морали как господства всеобщих форм.

Ключевые слова: Новая этика». Этика. Нравственность. Толерантность. Поступок. Моральная оценка.

Для цитирования: Гусейнов А.А. Что нового в «новой этике»? // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 58. С. 91-106.

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович —  д.ф.н., проф., академик РАН, Институт философии РАН; электронная почта: guseinov@iph.ras.ru

 Обзоры. Рецензии. Отзывы.

Согомонов А.Ю. Прикладная этика или предиктивная аналитика (размышление по поводу)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формулирования этики искусственного интеллекта. Сегодня он активно используется во многих сферах жизнедеятельности человека, в том числе в таких традиционно нравственно чувствительных сферах, как образование, медицина, право, управление. И, судя по всему, масштабы его внедрения будут только увеличиваться, что актуализирует задачу выработки адекватных этико-прик­ладных подходов в его использовании. Сегодняшний тренд показывает устойчивый курс этико-прикладной мысли на социально-технологический прагматизм и конструирование так называемой этики предсказаний. В ее основании рационализация максимально возможного числа ситуаций столкновения машинных алгоритмов с этическими ценностями человечества, а также выработка собственной «машинной» этической стратегии.

Ключевые слова: цифровая этика, искусственный интеллект, этико-прикладная рефлексия, этика предсказаний.

Для цитирования: Согомонов А.Ю. Прикладная этика или предиктивная аналитика (размышление по поводу) // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 58. С. 107-114.

Согомонов Александр Юрьевич —  к.ист.н., ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ;  электронная почта: sogi@mail.ru

Из истории инновационной парадигмы

Опыт гуманитарной экспертизы доктрины этики успеха

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чурилов В.А.  Предисловие соредакторов

Гусейнов А.А. «…Действительно дерзко»

Батыгин Г.С. У предела: этика ответственности как национальная идея