Журнал «Ведомости прикладной этики» Выпуск 61

Ведомости прикладной этики . Выпуск 61.

Тема выпуска: Прикладная этика как университетская дисциплина

Предисловие главного редактора

 Теоретический поиск

Сычев А.А. Преподавание прикладной этики в условиях ценностного многообразия.

Аннотация. В статье предлагается обзор проблем, возникающих при преподавании этики в условиях ценностного многообразия. В этике (в отличие от большинства других дисциплин) структурирование курса, определение его содержания, выбор методов во многом зависят от ценностной позиции и убеждений преподавателя. Ценностно-ангажированное преподавание может рассматриваться как навязывание студенту одной из множества точек зрения. Ценностная нейтральность, в свою очередь, сводит этику к пересказу различных теорий, предполагая, что у морали нет и не может быть собственной позиции. Если в первом случае возникает риск свести этику к пропаганде или индоктринации, то во втором – превратить в софистику без четких принципов. В целом, преподавание должно быть равноудаленным от крайностей догматизма и релятивизма. Так, на вызовы ценностного многообразия этика может отвечать, концентрируя внимание не на разногласиях, а на ценностях и нормах, объединяющих разные культуры и моральные системы; не на нормативных, а на дескриптивных и метаэтических вопросах (истории этики, теории моральной аргументации) и т.д. Однако, если такое балансирование представляется приемлемым для общего курса этики, то к этике прикладной оно неприменимо. Прикладная этика возникла как попытка решения проблем, по поводу которых в обществе нет согласия. Объединяющие принципы остаются вне фокуса ее рассмотрения, анализ же языка морали не способен указать пути к решению проблем. Автор полагает, что адекватной теоретической основой для выстраивания ориентиров преподавания может стать полифонический подход М.М. Бахтина, противопоставляемый им как догматизму, так и релятивизму. Истина здесь едина, но не дана в готовом виде: она формируется в диалоге. Такой подход может реализовываться в «обучении через участие», что предполагает использование ролевых игр, дискуссий и прочих «ноу-хау-технологий», в которых студент может в диалоге с другими прийти к решению конкретных этико-прикладных проблем.

Ключевые слова: преподавание этики, ценностное многообразие, релятивизм, догматизм, полифонический подход, диалог, участие, «ноу-хау технологии».

Для цитирования: Сычев А.А. Преподавание прикладной этики в условиях ценностного многообразия // Ведомости прикладной этики. 2023. Выпуск 61. С. 10 — 20.

Сычев Андрей Анатольевич, д.ф.н., проф., профессор кафедры философии Национального исследовательского Мордовского госуда­рственного университета им. Н.П. Огарева, ведущий научный сотруд­ник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: sychovaa@mail.ru

Согомонов А.Ю.  Инженерная этика = университетская дисциплина

Аннотация. Прикладная этика активно завоевывает смысловое пространство в высшем образовании. Этот тренд характерен для России и глобального университета в целом. Однако пока включение прикладной этики на правах общеобразовательной дисциплины идет весьма хаотично и без широкой публичной дискуссии как в экспертном сообществе, так и среди философов-этиков. Очевидно, что пройдет еще немало времени, прежде чем она станет ведущим педагогическим ресурсом в процессе формирования нового мировоззрения молодых поколений россиян. Но уже сегодня профессиональная этика преподается во многих специализированных вузах страны. Инженерная этика могла бы стать «стержневым» общеобразовательным предметом в технических университетах и быть включенной в ткань всего четырехгодичного бакалаврского цикла. Программа такого всеобъемлющего курса и методика его преподавания предлагается в настоящей статье для обсуждения.

Ключевые слова: инженерная профессия, инженерное образование, инженерная этика, образовательная политика.

Для цитирования: Согомонов А.Ю. Инженерная этика = университетская  дисциплина // Ведомости прикладной этики. 2023. Выпуск 61. С. 21 — 30.

Согомонов Александр Юрьевич, к.ист.н., ведущий научный со­трудник Института социологии ФНИСЦ РАН, ведущий научный сотру­дник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: sogi@mail.ru

Прокофьев А.В. Об использовании философской этической теории в преподавании прикладной (практической) этики

Аннотация. В статье обсуждается проблема поиска оптимальных способов вхождения философской этической теории в процесс преподавания прикладной (практической) этики. Отправными точками обсуждения являются две дискуссии, прошедшие в последние двадцать лет в зарубежном философском сообществе. Первая была инициирована выступлением Ричарда Рорти «Релевантна ли философия для прикладной этики?» (2005), в ней изучение прикладной (практической) этики обсуждалось в широкой перспективе задач философского поиска в целом. Вторая стала следствием публикации статьи Чарльза Харриса «Полезна ли моральная теория в практической этике?» (2009), участники дискуссии попытались разобраться с тем, в какой мере этическое образование будущих профессионалов должно опираться на ту часть философского этического знания, которую принято называть нормативной этикой. На основе анализа этих двух дискуссий установлено, что для решения центральной проблемы статьи требуется уточненное понимание философской этической теории, самой по себе прикладной (практической) этики, а также целей учебных курсов по прикладной (практической) этике. Применительно к философской этической теории необходимо учитывать, что она решает четыре разнонаправленных задачи: определение морали, объяснение морали, обоснование морали и конкретизация ее ценностно-нормативного содержания. В отношении прикладной (практической) этики следует иметь в виду: а) ее принципиальную двойственность (совокупность малых ценностно-нормативных систем и их теоретическое отображение); б) ее нацеленность на раскрытие моральной уникальности частных социальных практик; в) соединение в ней этики профессий и этики разрешения общественно значимых проблем; г) ее практико-ориентированный, проектный и инновационный характер. Учет этих обстоятельств обуславливает коррекцию целей преподавания, которая расширяет пространство для использования теоретического материала. Однако в реальности расширенные цели не всегда реализуемы из-за нехватки учебных часов, которая с неизбежностью превращает курсы по прикладной (практической) этике в простой этический тренинг будущих профессионалов.

Ключевые слова: мораль, этика, прикладная (практическая) этика, преподавание прикладной (практической) этики.

Для цитирования: Прокофьев А.В. Об использовании философской этической теории в преподавании прикладной (практической) этики // Ведомости прикладной этики. 2023. Выпуск 61. С. 31 — 63.

Прокофьев Андрей Вячеславоаич,  д.ф.н., проф., главный науч­ный сотрудник сектора этики Института философии РАН; ведущий научный сотрудник НИИ ПЭ ТИУ;  электронная почта: avprok2006@mail.ru

Скворцов А.А. Прикладная этика как маргинальное учебное направление

Аннотация. Автор статьи утверждает, что прикладная этика в системе российского высшего образования занимает маргинальное положение. С одной стороны, к ней есть интерес у студентов, её преподавание происходит успешно и дает высокий уровень вовлеченности слушателей в предмет. С другой, университеты не спешат её развивать, считая лишь одним из общеобразовательных курсов. Во многом это происходит из-за слишком консервативного настроя гуманитарного образования, до сих пор плохо воспринимающего междисциплинарность, и прагматического настроя образования технического, где этике не находится места. Самостоятельного значения в системе высшей школы прикладная этика до сих пор не обрела. Как правило, она развивается в рамках профессиональной этики, замкнутой на конкретные специальности, и это не позволяет ей показать всей широты проблематики, касающейся современных моральных коллизий. На данный момент складывается ощущение, что ни академическое сообщество, ни общество в целом не верят в возможности прикладной этики, целью которой всегда считалась гуманизация общественных отношений. Автор полагает, что в такой ситуации прикладной этике следует сосредоточиться на обсуждении рисков внедрения современных технологий (как научных, так и социальных), где она сможет раскрыть одновременно и полемический, и гуманистический потенциалы.

Ключевые слова: этика, прикладная этика, мораль, моральные дилеммы, образование, педагогика, университет

Для цитирования: Скворцов А.А. Прикладная этика как маргинальное учебное направление // Ведомости прикладной этики. 2023. Выпуск 61. С. 64 — 72.

Скворцов Алексей Алексеевич,  к.ф.н., доцент кафедры этики, Философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; электронная почта: lambis@mail.ru

Беляева Е.В. Общее содержание дисциплин прикладной этики

Аннотация. Во-первых, общее содержание дисциплин прикладной этики определяется предпосылками ее возникновения: появлением новых проблем, фундаментальное решение которых перестало удовлетворять; изменением статуса религиозно-метафизического мировоззрения в общественном дискурсе; постиндустриальными изменениями структуры общества; концепцией прав человека. Во-вторых, прикладная этика отличается от фундаментальной тем, что ее разрабатывают не философы, а участники деятельности; это этика повседневного поведения; она институционализирована, ситуативна, стремится к разработке технологий решения нравственных проблем; соединяет этику с прагматикой поведения; носит трансдисциплинарный характер.

Ключевые слова: прикладная этика, фундаментальная этика, биоэтика, юридическая этика, корпоративная этика, этика бизнеса, трансдисциплинарность.

Для цитирования: Беляева Е.В. Общее содержание дисциплин прикладной этики // Ведомости прикладной этики. 2023. Выпуск 61. С. 73 — 80.

Беляева Елена Валериевна, д.ф.н., доцент, Белорусский госу­дарственный университет (БГУ);  электронная почта: belyaeva.minsk@gmail.com

Тульчинский  Г.Л. Прикладная этика как распределенная дисциплина

Аннотация. В работе рассматривается опыт преподавания тематики, связанной с прикладной этикой. Речь идет о бакалаврских и магистерских программах по направлениям: административно-государственное управление, искусства и гуманитарные науки. Опыт показывает, что в самых разных образовательных треках ключевую роль играют тематика комплексной гуманитарной экспертизы как разработки проектов, процесса реализации и результатов.

Ключевые слова: гуманитарная экспертиза, образование, прикладная этика, социальный аудит.

Для цитирования: Тульчинский Г.Л. Прикладная этика как распределенная дисциплина // Ведомости прикладной этики. 2023. Выпуск 61. С. 81 — 85.

 Тульчинскй Григорий Львович,  д.ф.н., проф., профессор Санкт-Петербургского государственного университета, кафедра меж­дисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук; д.ф.н., проф., профессор Санкт-Петербургского государственного университета и гуманитарных на­ук; профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» – Санкт-Петербург; заслуженный дея­тель науки РФ; электронная почта: gtul@mail.ru

Кафедра прикладной этики: актуальный опыт

Перов В.Ю. Проблемы образования в области прикладных этик (На основе опыта в Санкт-Петербургском государственном университете)

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы образования в области прикладных и профессиональных этик с учётом опыта в Санкт-Петербургском государственном университете. Представлено современное состояние преподавания этических курсов в СПбГУ. Установлено, что большинство проблем этического образования связаны с дискуссионными проблемами соотношения общетеоретической (философской) этики, с одной стороны, прикладными и профессиональными этиками – с другой. Кроме того, в настоящее время наблюдается расширение перечня этических учебных курсов вследствие возрастания потребности в нравственной составляющей профессиональной деятельности в различных областях, а также появлению новых морально проблемных сфер, например, цифровые технологии и связанные с ними социальные изменения. В центре внимания анализ обсуждаемых проблем о потенциальных преимуществах и недостатках деятельности «философов-этиков» и «этиков-профессионалов» в развитии современной этики. Сформулирован вывод – лучшим вариантом могло бы стать совместное преподавание, но в настоящее время «при прочих равных» в области преподавания преимущество пока за «философами-этиками». Особое внимание уделено расширению современного этического знания за счёт появления «цифровой этики». Показано, что появление новых сфер применения этического знания и практик не только способствует развитию прикладных и профессиональных этик, но влияет на развитие общетеоретической (философской) этики, актуализируя многие этические проблемы и понятия (моральный выбор, моральный агент и т.д.).

Ключевые слова: прикладная этика, профессиональная этика, циф­ровая этика, преподавание этики, «философ-этик», «этик-профессионал», моральный выбор, моральный агент.

Для цитирования: Перов В.Ю. Проблемы образования в области прикладных этик (На основе опыта в Санкт-Петербургском государственном университете) // Ведомости прикладной этики. 2023. Выпуск 61. С. 86 — 99.

Перов Вадим Юрьевич, к.ф.н., доцент, заведующий кафедрой этики, Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет;  электронная почта: vadimperov@gmail.com

Гаврилина Е.А. Инженерная этика в техническом вузе: опыт преподавания

Аннотация. Статья посвящена описанию опыта преподавания инженерной этики студентам, обучающимся в бакалавриате – направления подготовки «Системы обработки информации и управление», «Прикладная информатика» в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Зафиксированы предпосылки введения дисциплины «Инженерная этика» в учебные планы этих направлений подготовки. Описана ситуация в преподавании инженерной этики в России. Представлена разработанная программа дисциплины «Инженерная этика». Обозначены разные фазы в опыте преподавания, указаны основные трудности, с которыми пришлось столкнуться, например – как был найден компромисс между прагматическими требованиями студентов к дисциплине, ее преподаванию и дисциплинарным границам прикладной, в конкретном случае – инженерной этики. Высказаны предположения о месте этой дисциплины в четвертом поколении стандартов высшего образования.

Ключевые слова: Инженерная этика, технический университет, рабочая программа дисциплины, опыт преподавания.

Для цитирования: Гаврилина Е.А. Инженерная этика в техническом вузе: опыт преподавания // Ведомости прикладной этики. 2023. Выпуск 61. С. 100 — 107.

Гаврилина Елена Александровна,  к.ф.н., доцент; с.н.с. ИНИОН РАН; доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана; доцент ГАУГН; электронная почта: gavrilina@inion.ru, gavrilina@bmstu.ru, eagavrilina@gaugn.ru

Пороховская Т.И. Прикладная этика как ответ философии на вызовы времени

Аннотация. В статье прикладная этика рассматривается как передний край влияния философии на практическую жизнь, здесь происходит осмысление и выработка решений по наиболее важным нравственным проблемам различных видов предметной деятельности, здесь постоянно включаются в предметное поле этики новые актуальные нравственные проблемы. Показывается, что не может быть единой модели построения прикладного курса, поскольку они различаются степенью обеспеченности литературой, теоретико-методологической базой, подходами к выработке нормативных рекомендаций. Автор считает, что оптимальным вариантом было бы чтение прикладных курсов после курсов философских, общего курса этики, но, поскольку, сейчас это трудновыполнимая задача, предлагает и другие варианты включения этических знаний в прикладной курс. Автор подчеркивает важность сотрудничества и координации работы специалистов-профес­сионалов из конкретной сферы и философов.

Ключевые слова: философия, прикладная этика, общественное благо, нравственность, морализаторство.

Для цитирования: Пороховская Т.И.  Прикладная этика как ответ философии на вызовы времени // Ведомости прикладной этики. 2023. Выпуск 61. С.108 — 114.

Пороховская Татьяна Ивановна, к.ф.н., доцент, кафедра этики, Философский факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; электронная почта: 632712@mail.ru

Архангельский В.Н., Маклаков В.Т., Маклаков К.В., Медведев В.А., Цепелева Н.П.  Явление, дилеммы и контроверзы «прикладной этики» или «прикладная этика»; дисциплинарное устройство (Рефлексия трансляций и опыта кафедры философии УрФУ)…

Аннотация. В статье рассматривается опыт построения курса прикладной этики в рамках образовательной программы бакалавриата, реализуемой кафедрой философии УрФУ в течение 2014 – 2022 гг. Выделяются два содержательно-временных периода его дисциплинарного построения, включающие теоретико-контекстуальную и собственно прикладную составляющие. Ставится проблема институциональной устойчивости прикладной этики.

Ключевые слова: Дисциплинарное устройство. Принцип контекстуальности. Этосологический подход. Этическое проектирование. Моральная дилемма. Институциональная устойчивость.

Для цитирования: Архангельский В.Н., Маклаков В.Т., Маклаков К.В., Медведев В.А., Цепелева Н.П. Явление, дилеммы и контроверзы «прикладной этики» или «прикладная этика»; дисциплинарное устройство (Рефлексия трансляций и опыта кафедры философии УрФУ)… // Ведомости прикладной этики. 2023. Выпуск 61. С. 115 — 126.

Архангельский Вячеслав Николаевич, к. экон. н., директор Автономной некоммерческой организации «Социально-культурный просветительский центр ‟Добромысл”»; электронная почта: v_arhangelsky@list.ru

Маклаков Владимир Тихонович, к.ф.н., доцент, независимый исследователь; электронная почта: parent2013@yandex.ru

Маклаков Кирилл Владимирович, к.б.н., Институт экологии растений и животных Уральского Отделения Академии Наук РФ; электронная почта: kvmkvm6@outlook.com

Медведев Вячеслав Альбертович, к.ф.н., доцент, кафедра социальной философии, Департамент философии Уральского гуманитарного института, Уральский федеральный университет; электронная почта:  vlad-@ya.ru

Цепелева Надежда Петровна, к.ф.н., доцент кафедры социальной философии, Департамент философии Уральского гуманитарного института, Уральский федеральный университет; электронная почта: n.p.konovalova@urfu.ru

Рубрика академика А.А.Гусейнова

Гусейнов А.А. Александр Зиновьев о постсоветском социальном строе в России.

Аннотация. Автор статьи анализирует основные мысли А.А.Зиновье­ва, касающиеся новой конфигурации и характера социального строя современной России, установившегося в ней после крушения социалистических общественных отношений и распада государства в начале 90-х годов ХХ века. В первой части рассмотрены основные положения социологической теории Зиновьева и его взгляды на общий ход исторических событий, во второй части – их преломление в конкретных российских событиях рассматриваемого периода. Как показано, Зиновьев исходит из убеждения, что социальный смысл произошедших событий в России не является частным случаем в рамках общей логики общественного развития в мире, а имеет эпохальный смысл, переворачивающий эту логику и возможный ход эволюционного развития человечества. Отсюда – общая социальная направленность этих событий, которая имеет преимущественно негативный характер и состоит не в установлении новых жизнеспособных форм жизни, а в разрушении господствовавших безотносительно к их эффективности и полезности. Поэтому постсоветизм Зиновьев считает основной тенденцией и общим обозначением складывающейся в России социальной организации, которая, в целом, имеет гибридный характер и состоит из трех компонентов: реальных обломков советской системы, заимствований из воображаемого Запада и реанимации призраков царской России. В данном случае, как это вообще свойственно Зиновьеву как мыслителю, пессимизм трезвого социологического анализа дополняется оптимизмом индивидуально ответственного этического действия.

Ключевые слова: Зиновьев А.А. Постсоветизм. Коммунизм как реальность. Западнизм. Российский фундаментализм. Гибридный социум.

Для цитирования: Гусейнов А.А. Александр Зиновьев о постсоветском социальном строе в России // Ведомости прикладной этики. 2023. Выпуск 61. С. 127 — 135.

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович, д.ф.н., проф., академик РАН, Институт философии РАН; электронная почтаguseinov@iph.ras.ru

Миссия университета:

гуманитарное консультирование стратегии развития

Богданова М.В., Бакштановский В.И. Профессиональная этика инженера как университетская дисциплина.

Аннотация. Образ профессионального инженера – знаковой фигуры современной цивилизации, создающего многообразные блага для челове-чества и, одновременно, риски и угрозы – трансформируется. Как изменяет-ся в этой связи направленность и содержание его профессионально-этической ответственности? Является ли задачей технического университе-та развитие профессионально-этического мировоззрения инженера? Долж-на ли его профессиональная этика стать обязательной дисциплиной в ин-женерном образовании? В статье представлен опыт рефлексии профессо-рами Тюменского индустриального университета формата учебного курса «Этика инженера», формирования профессионально-этического мировоз-зрения инженера как задачи университетского образования.
Ключевые слова: этика инженера, профессиональная ответствен-ность, мировоззрение инженера, инженерное образование

Для цитирования: Богданова М.В., Бакштановский В.И. Профессиональная этика инженера как университетская дисциплина // Ведомости прикладной этики. 2023. Выпуск 61. С. 136 — 161.

Богданова Марина Владимировна, д.с.н., главный научный сот­рудник НИИ прикладной этики, Тюменский индустриальный университет; электронная почта: @tyuiu.ru

Бакштановский Владимир Иосифович, д.ф.н., проф., директор НИИ прикладной этики, Тюменский индустриальный университет, электронная почта: bakshtanovskijvi@tyuiu.ru

 

Отечественная социально-этическая мысль:

избранные страницы

Согомонов А.Ю. О наших просветительских истоках (Инженерное образование и профессиональная этика в становлении)

Аннотация. Инженерная профессия и инженерная этика являются прямым культурным импортом в ранней российской империи. Инженерное образование было инициировано Петром I и долгие десятилетия развивалось спонтанно и отличным от европейских аналогов образом. Базовой практикой государства в области инженерного дела было приглашение иностранных специалистов. Однако Петр I, желая снизить такую зависимость страны, учреждает инженерные школы, но программы и учебные пособия некоторых из них изначально были весьма низкого качества. Одним из главных препятствий стал дефицит учебных пособий на русском языке. Однако правительственная политика по созданию отечественной инженерной библиотеки постоянно наталкивалась не только на отсутствие нужного количества адекватных переводчиков, незнание ими теоретических основ инженерии, но и на полную зависимость русского тезауруса от иностранных прототипов. Качество образования страдало всю первую половину XVIII века, при этом главным фактором было не самоисполнение, а милитаризованный характер высшего образования. Учащиеся не приглашались, а рекрутировались на военный лад далее в своей карьере переходили от одного инженерного «чина» к другому, сохраняя в профессии этот особый тип социальной мобильности военизированного образца. В итоге, инженерный этос конструировался преимущественно на идеях лояльности, иерархии, услужения власти, чем на социальной философии гражданской миссии и общественного служения.

Ключевые слова: инженерное искусство, инженерное образование, инженерная этика, просвещение, государственная политика, этос инженера.

Для цитирования: Согомонов А.Ю. О наших просветительских истоках (Инженерное образование и профессиональная этика в становлении) // Ведомости прикладной этики. 2023. Выпуск 61. С. 162 — 175.

Согомонов Александр Юрьевич, к.ист.н., ведущий научный со­трудник Института социологии ФНИСЦ РАН, ведущий научный сотру­дник НИИ ПЭ ТИУ; электронная почта: sogi@mail.ru

Из истории инновационной парадигмы

Игровое моделирование в инновационной парадигме прикладной этики как образовательная методология

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этическое моделирование (этико-прикладные игры).

Для цитирования: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этическое моделирование (этико-прикладные игры)  // Ведомости прикладной этики. 2023. Выпуск 61. С. 179 — 182.

Бакштановский Владимир Иосифович, д.ф.н., проф., директор НИИ прикладной этики, Тюменский индустриальный университет, электронная почта: bakshtanovskijvi@tyuiu.ru

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Панорама этико-прикладных игр.

Для цитирования: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Панорама этико-прикладных игр // Ведомости прикладной этики. 2023. Выпуск 61. С. 183 — 195.

Бакштановский Владимир Иосифович, д.ф.н., проф., директор НИИ прикладной этики, Тюменский индустриальный университет, электронная почта: bakshtanovskijvi@tyuiu.ru